Видимо все-таки недостаточно внимательно читали:)) Но уже хорошо, что читали. Вон Филин, например, их вообще не читает, думает, что истину можно найти только в иностранном интернете (это привычка многих наших граждан: у нас, с одной стороны, многие не любят Америку и запад, но с другой стороны - при этом одновременно считают, что все, что идет оттуда - это непреложная истина, а все, что отсюда - обман трудящихся масс:))Shoorick писал(а):Я внимательно перечитал все Ваши сообщения в теме, и пришел к выводу, что Вы в той же мере занимаетесь "лингвистическими упражнениями", как и другие.Mikle писал(а):Ошибка в том, что Вы пытаетесь здесь что-то описать словами, а здесь как раз тот случай, когда "пальцы" не годятся и нужно написать уравнения!
Совершенно справедливо. Но лучшего языка для естественных наук - нет, язык уравнений - наиболее краткий, емкий, и что самое главное - не допускающий неоднозначных интерпретаций. Некоторые вещи вообще невозможно понять без уравнений (пример - открытие 400 лет назад Иоганном Кеплером движения планет по эллиптическим орбитам)Shoorick писал(а): Уравнения - это всего лишь один из языков, которым можно передать идею, и в этом языке тоже могут быть ошибочные фразы и опечатки. Чтобы применить уравнения к конкретной ситуации, или сделать из них определенный вывод, тоже должны быть основания.
Если кто-то пишет, что мол теории никуда не годятся, а "нужны испытания в бассейне" - то это просто проблема в его образовании в данной области, не более того (кстати, та фраза Филина насчет бассейна - неверна по сути, т.к. в бассейне и открытом море - совершенно разные картины движений частиц жидкости в волне).
На этом форуме много хороших каякеров. Но если кто-то считает, что его практические навыки в каякинге и путешествиях могут заменить знания по физике при обсуждении физической задачи - он не прав.
Насколько я понял, автор топика - известный путешественник Кирилл Аристов. Как перед путешественником - я перед ним снимаю шляпу. Но зря он с апломбом лезет в те сферы, где ничего не понимает. (Непонимание - это не беда, плохо, когда человек не осознает, что его знания недостаточны для данной сферы и пытается заменить их копи-пастами из сайтов, вместо того, чтобы учится)
Ну наконец-то мы перешли от литературного творчества к обсуждению физической модели!:))Shoorick писал(а):просто осознать, что разница скоростей Vw - v будет минимальна, если каяк - лагом к волне, далее смотрим на формулу Fw = rho_w * (Vw - v)^2 /2 *dS1n *Kw
и делаем очевидные выводы.1. Уточняю: хороший каяк не движется вместе с волной, добрую ее часть он пропускает под собой.каяк практически неподвижен относительно ветра, но движется практически вместе с волной, разница их скоростей невелика и минимальна, когда судно в положении б) (лагом к волне)
Но сдвиг (дрейф) при этом тоже присутствует.
Далее, с чего Вы решили, что в положении лагом разница скоростей воды и каяка минимальна?
Получается, Вы бездоказательно считаете, что каяк, развернутый лагом, волна несет быстрее, чем каяк, повернутый на любой другой угол. Это неочевидно.
Замечания:
а) давайте постараемся избавиться от выражений типа "добрую ее часть он пропускает под собой" (что такое "добрая часть"?). Наверное вы имели в виду, что скорость частиц воды относительно каяка даже в положении лагом к волне (далее для краткости "положение А") может быть не равной нулю.
б) скорость частиц воды относительно каяка в положении "А" строго не равна нулю, но минимальна, по сравнению со всеми другими положениями каяка, т.к. в таком положении каяк захвачен волной. Подробнее про захват в волне - см в ссылках на учебники в моем сообщении на стр. 16 от 15 ноября, в котором дано решение исходной задачи (далее для краткости "сообщение Р")
в) для нас на самом деле п. б) совершенно не важен! Для нас важно совсем другое, читайте внимательнее сообщ. "Р":
в рассматриваемой модели - волна двумерная, движение частиц в ней зависит от координаты x (вдоль напр. распространения) и z (в вертикальном направлении). От третьей координаты - y - не зависит! Это означает, что если "каяк" (или бревно, весло, неважно) в положении А, и при этом ширина каяка - много меньше длины волны, то разница скоростей Vw - v в любой точки каяка - одинакова! В свою очередь, это означает, что момент сил, действующих на каяк со стороны волны в положении А - равен нулю! Почему так - вы уже кажется поняли по формулам. Раз момент сил равен нулю - равно нулю угловое ускорение! Это и есть объяснение.
Почему не равен нулю момент сил в остальных положениях - см. "сообщение Р".
г) если быть совсем строгим, то в случае, когда парусность каяка не пренебрежимо-мала, и при этом ЦБС и ЦМ - не совпадают- появляется ненулевой момент аэродинамических сил в положении А. Т.е. ветер будет стремится развернуть каяк в положение "Б" (когда ДП параллельна направлению ветра и волн).
Однако как правило это не существенно и действие ветра слабее действия волн - подробнее, почему так - объяснено в моем сообщении на стр 8 и 9 от 9 ноября (сообщ на стр. 9 поправляет неаккуратность, допущенную на стр. 8: на стр. 8 я говорил про силы, а нужно - про моменты, см. стр. 9)
Тем не менее, если разница между положениями ЦБС и ЦМ - значительна (т.е. составляет заметную величину, по сравнению с длиной лодки), волны недостаточно велики, чтобы экранировать ветер, и при этом сила ветра и парусность каяка - достаточно велики, а именно - в такой степени, что сумма моментов аэродинамических сил SMa будет составлять заметную величину, по сравнению с моментами гидродинамических сил SMw (см. еще раз сообщение на стр. 9. от 9 ноября) - то положение "А" также может оказаться неустойчивым, т.к. в этом случае не будет равенства нулю момента всех сил, действующих на каяк. Но если все-таки SMw > SMa - каяк большую часть времени будет находится в положении "А", хотя при этом А не будет являться положением равновесия (каяк на волнах будет совершать колебания вокруг положения А). Если SMа >> SMw (случай парусного судна) - судно развернется в положение Б.
Если весло полностью в воде - то не будет, если частично в воздухе - может разворачиваться, при условиях, о которых говорится выше в п. г), см. также ниже.Shoorick писал(а): В данном примере ЦП все еще посередине весла, а ЦБС ближе к одной из лопаток. В результате, весло будет продолжать разворачиваться, ведь слева и справа от оси вращения действуют силы разной величины.
Подробный ответ дан выше. Обратите при этом особое внимание, что речь идет о моментах сил, а не о самих силах!Shoorick писал(а): Что должно прийти в голову, если смотреть на эту формулу? Насколько понял, Вы считаете, что каяк рано или поздно должен принять одно из стабильных состояний, причем оно должно характеризоваться снижением этой силы Fw. Это возможно в двух случаях: минимальная площадь парусной поверхности dS1n, или минимальная разница между скоростями волны и каяка Vw и v. Первый случай а) получается у Вас при положении носом или кормой к волне, второй б) при положении лагом.
Про второй случай я сомневаюсь и написал об этом выше.
Наверное, Вы хотели сказать, что величина dS1n*(Vw-v)^2 может достигать минимума не только в положении А?Shoorick писал(а): Дополню, что Fw может принять минимальное значение и в случае определенной взаимной комбинации Vw-v и dS1n.
Нужно проверять это утверждение (скорее всего - все-таки в положении А, т.к. там каяк захвачен волной), но нам оно и не важно, т.к. нас интересуют только моменты. (Мое исходное сообщение про силы на стр 8 я сам же и поправил на стр 9, указав про моменты, на стр 16 дано уже правильное и полное решение, читайте именно его + стр 9!).
Суммарный момент SMw гидродинамических сил минимален в положении А (равен 0!), по сравнению с остальными положениями. Если суммарный момент аэродинамических сил SMa при этом много меньше SMw всюду, кроме самого положения А (случай каяка)- лодка будет совершать затухающие колебания относительно положения равновесия - положения А. Затухающие - из-за вязкости воды. Точная траектория колебаний - будет решением соотв. уравнений.Shoorick писал(а): Из формулы не ясна динамика процесса. Почему-то у Вас эта сила должна уменьшаться, а что при этом происходит с лодкой, непонятно.
В случае парусного судна - наоборот, SMw << SMа и парусная лодка развернется параллельно ветру (носом или кормой к ветру - в зависимости от взаимного расположения ЦБС и ЦП).
Конечно учтено, там же вектора стоят, читайте внимательнее формулы: )! Именно поэтому парусник и развернется в положение Б (ДП параллельно ветру)Shoorick писал(а): В формуле еще не учтено, что кроме площади парусной поверхности важен и угол ее расположения к ветру. За счет этого при остром угле сила воздействия будет еще меньше.
Ну Вам же оно интересно:)) Жду ваших версий с учетом всего имеющегося теперь материала. Надеюсь, в нем наступила ясность ?:)) (Подсказка: число положений равновесия в данной постановке задачи зависит от раскраски плота:))Shoorick писал(а):7. Как видим, больше никому не интересно это решение. Тогда каково будет Ваше?Отличный вопрос!:)) А давайте я пока не буду выдавать ход решения этой задачки2. Вместо весла поместим в воду квадратный плот (с центром тяжести и ЦБС посередине). Он тоже симметричен относительно ДП. Сколько у него будет устойчивых положений равновесия?
Момент инерции не при чем. Если нет разницы скорости между поверхностью, погруженной в жидкость, и самой жидкостью - то передача импульса между ними равна 0 - значит нет никакой силы сопротивления (F=dp/dt). В данном случае формулы оказываются умнее ваших интуитивных ощущений: )Shoorick писал(а): А статичная, стоящая вода разве не сопротивляется движению (повороту) лодки?
Существует статическое давление воды, момент инерции каяка.