Морской каяк "Аделаида" - наконец на воде!

Обсуждение моделей морских и озерных каяков, байдарок, каноэ и аналогичных плавсредств. Опыт эксплуатации морских каяков. Сравнение моделей каяков. Выбор морского каяка.
Аватара пользователя
Mikle
Сообщения: 1128
Зарегистрирован: 15 апр 2010, 05:32
Reputation: 80
Город: Самара

Re: Морской каяк "Аделаида" - наконец на воде!

Сообщение Mikle » 28 мар 2012, 04:12

Имя пользователя писал(а): На видео видно, что очень высокий борт. Парусить будет отменно.
Эффект парусности за время прохождения на первом экземпляре Аделаиды не менее 600 км в прошлом сезоне - не отмечали. В ветер каяк ведет себя совершенно нормально. Можно было бы уменьшить максимальную высоту с нынешних 40 до 35-37 см, но не думаю, что это принципиально. С другой стороны, при открытой деке более высокий борт меньше захлестывает. Высота в носу, как показала практика - очень положительно влияет на уменьшение забрызгивания экипажа.
Имя пользователя писал(а):Однако, материал изготовления Иргиза полностью исключает эксплуатацию на горных реках.
Это не так: там стоит специальный усиливающий слой на днище. Покупатели уже эксплуатировали "Иргиз" на несложных горных реках - остались довольны. Напоминаю, что лодка значительно легче полиэтиленовых аналогов - 16-18 кг всего (18 кг - разборный на 3 секции вариант). Естественно - Иргиз - для рек не выше 3 категории сложности.
Имя пользователя писал(а): На ровной воде он сосет по всем параметрам любой лодке длинной 4 метра.
Иргиз длиной 3.5м - чтобы говорить об однозначном проигрыше 4м - нужно еще обводы сравнивать. 5м - конечно проиграет по скорости. Разумеется, универсальная лодка проиграет специальной.
Имя пользователя писал(а): Исключительно для серфа его тоже не стал бы брать - обводы для этого далеко от серф каяков (посмотрите продукцию компании Mega) , да и где у нас серф?
Один покупатель использовал "Иргиз" для серфа по волнам на водохранилище - остался доволен. Но повторюсь, лодка эта универсальная, поэтому специальным в области их специализации - конечно проиграет.

Про обвязку:
Имя пользователя писал(а):У нее много назначений.
1. Крепление мешков и кейсов
А не поделитесь ссылочками на фото с практическими примерами таких креплений? (Хоть все помещается в багажники, но для ускорения погрузки лодки, скажем, тележку для перевозки каяка можно и сверху поместить. Коврики туристические - тоже сверху)
Имя пользователя писал(а): 2. За нее очень удобно поднимать лодку если делаешь отлив воды T-способом.
Пардон, но не знаком с данной терминологией. Можно пару слов про оный способ?
Я несколько раз специально килялся на Аделаиде, пытался делать эскимосский переворот (правда не получилось), воду откачивал при этом насосом, после того как обратно забирался в каяк. Было бы интересно почитать про передовые способы возвращения в каяк, тем более в условиях волнения. Один раз кильнулся экипаж с 2 товарищами, один из которых был просто пьян, а другой пьян вусмерть (к сожалению, они взяли лодку по моему недосмотру, что послужило мне хорошим уроком). Я тогда частично вылил воду из каяка, подплыв к нему и перевернув его, обхватив позади кокпита заднего гребца и поддерживая себя работой ног. Возможно обвязка сделала бы эту процедуру проще.
Забирался в каяк я кажется через корму, сначала подтянулся, затем сверху заполз на кокпит, после этого уже ноги и 5 точку в кокпит. Но возможно на волнении это было бы не просто.
Pobeach-kayaks писал(а): Impex Temiskawa
Общая длина - 6,04 м. Ширина - 64.8 cm. (почти на 40 см короче чем Аделаида, и немного шире, а значит - устойчивее и более грузоподъемный). Высота деки - 38 см.
1) Извините, но Вы внимательно смотрели на наш каяк? Там сказано - что ширина - 65 см! 2) Как можно судить об остойчивости каяка только по его ширине, не видя его обводов и не зная теоретической ватерлинии?? Повторяю -соответствующие тест-драйвы различными людьми показали, что наш каяк - достаточно остойчив для использования любыми трезвыми "чайниками": )) 3) По грузоподъемности наша Аделаида однозначно выиграет у приведенного каяка - достаточно посмотреть на их грузовые отсеки - у них - 150 л, а у нас - 240 !
Pobeach-kayaks писал(а): В сравнении с Аделаидок кормовая часть у Valley Aleut II значительно короче, а расстояние между кокпитами - почти в два раза больше (визуально).
И какие отсюда вы делаете выводы? Я лично делаю вывод, что у Valley Aleut II гидродинамика, скорее всего, неидеальная, т.к. перегружена корма.
Pobeach-kayaks писал(а): Я считал и считаю длину больше 5,5 м. избыточной...
Каждый человек имеет право на собственное мнение, но если он это мнение пропагандирует другим - оно должно быть обосновано. В данном случае уже писали по этому поводу, повторю еще раз: длина каяка выбиралась не просто так, а исходя из законов физики: при типичных для каяка скоростях от 5 до 10-12 км в час полное волновое сопротивление каяка уменьшается с увеличением относительного удлинения (равного, грубо говоря, отношению длины каяка к корню из площади поперечного сечения погруженной части миделя). Т.е. при одинаковой ширине каяков меньшее волновое сопротивление будет иметь тот, у которого больше длина, а значит его скорость при одинаковых усилиях гребцов будет при этом больше (примерно пропорционально корню из длины). При равных же скоростях гребцы на более длинном каяке устанут меньше, чем на более коротком. Те, кто на более коротком - будут свои усилия расходовать на образование волн.
Я надеюсь понятно объяснил?
Pobeach-kayaks писал(а): Последние 3-4 года только ленивый производитель не ставит на каяки скег для улучшения курсовой устойчивости.
Point 65N уже ставят скеги даже на 11-футовые прогулочные каяки (а мы говорим про 17-19 футов).

Думаю, если поставить скег, то смело можно убрать до метра длины каяка без потери курсовой устойчивости.
Длина нужна для другой цели - см выше! Скег будет в штатной комплектации - не для улучшения курсовой устойчивости на спокойной воде, а для улучшения такой устойчивости при хорошем попутном волнении (при других направлениях волн никаких проблем нет). Первый каяк со скегом мы уже отправили заказчику.
Pobeach-kayaks писал(а): Решение с 2-секционным корпусом приветствую! очень правильно сделано... ни один ГАИ-шник не страшен! ))
В общем да, именно так каяк и транспортируют:)
Pobeach-kayaks писал(а): Грузоподъемность каяка
Вы ссылаетесь на то, что надо перевозить спальники... палатки... и т.д. Современные ультралегкие и ультратонкие спальники и палатки занимают минимум места.
И стоят как пол-каяка:)).
Pobeach-kayaks писал(а): В поход на каяке надо брать именно такие. А если нету нормального снаряжения, то лучше не ходить в серьезные походы... это только себе и здоровью во вред.
Ну кто же спорит, что быть богатым и здоровым - лучше чем бедным, пусть даже очень больным. Но практика показывает, что объем багажников - не лишний, т.к. позволяет в большинстве случаев не пользоваться внешней подвеской, что очень удобно! И кроме того, не забываем, что большие объемы - улучшают всхожесть на волну!
Pobeach-kayaks писал(а): 3) Михаил, Вы постоянно ссылаетесь на то, что Вас лично все устраивает... забудьте про Ваше личное мнение!!! Вы производитель.. Вы должны УСЛЫШАТЬ мнение потенцыальных покупателей...
Во первых я ссылаюсь не только на свое мнение, но и на мнение тех, кто реально пользовался Аделаидой в походе, а не только видел картинки. Во вторых мы обязательно учитываем мнение потенциальных покупателей в той части, где оно конструктивно.
В частности, при производстве новых "Иргизов" в этом году обязательно будут учтены замечания покупателей прошлогодних лодок, касающиеся их оснастки. Что касается "Аделаиды" - то все мелкие недостатки (типа лючков) будут устранены (серьезных замечаний от пользователей каяка мы не слышали), также на новых моделях будет улучшена курсовая остойчивость при сильном попутном волнении за счет установки скега, также мы благодарны всем за критические замечания насчет гелькоута и обвязки - это все тоже будет учтено.
Но не все мнения нужно учитывать, поскольку не все из них достаточно компетентны и объективны, и кроме того, любая лодка - это всегда результат ряда компромиссов, угодить всем невозможно. В частности, ваше замечание про длину говорит о том, что Вы просто не поняли, что это один из ключевых параметров, определяющих высокие ходовые свойства каяка.
Pobeach-kayaks писал(а): Я скажу довольно грубые слова, но это читается здесь между строк... Ваш каяк никто из здесь пишущих не купил бы...
Ну за всех не стоило бы говорить!
Pobeach-kayaks писал(а): Вас резко не критикуют лиш потому, что Вы фактически один из первых, кто набрался смелости сделать корпусную отечественную двойку.
Все обстоит с точностью до наоборот:)) Именно за это и критикуют, и достаточно резко (одно ваше "никто не купил бы" чего стоит) - за то, что отечественный производитель исторически создал себе плохое реноме. Впрочем я, попользовавшись 2 года прижоновским каяком Prijon Capri -II (кстати, 4.85м длины - как раз для Вас:)) и сравнивая его с Аделаидой - делаю вывод, что не стоит так уж преклоняться перед западом. Конечно у них все внешне "вылизано", но по функциональности, эргономике и скорости - Prijon проигрывает Аделаиде по всем статьям, и при этом еще и стоит дороже!! Т.ч. тут проблема скорее в нашем маркетинге.

Кстати, продаю свой Prijon Capri -II - всего за 34 тыс. руб вместе с рулем! Новый стоит 52 тыс. руб без руля!
Pobeach-kayaks писал(а): Мы все здесь ОЧЕНЬ балованные!! и хотим САМОГО ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА во всех деталях.
Люди, которые прошли на нашем каяке без остановки около 120 км скоростной Жигулевской кругосветки, в т.ч. в штормовых условиях (из-за которых даже дистанцию гонки сократили), выиграв при этом эту гонку в абсолютном зачете - остались довольны каяком, а Вы - ни разу им не воспользовавшись - намекаете (судя по посту выше) на его низкое качество. Мне кажется это не очень конструктивно. С деталями - будем работать. Новый каяк, сделанный с учетом всех замечаний - надеюсь скоро представим публике.
Pobeach-kayaks писал(а): В вашем сегменте на рынке России уже есть как минимум 10 моделей каяков... которые на голову лучше вашего изобретения.
Из той же серии. Вы сравнивали в походе то и другое, чтобы так говорить?? Кроме того, осмелюсь утверждать, что в России в свободной продаже вообще нет каяков того же класса, что и Аделаида!
Pobeach-kayaks писал(а): Добавьте сюда пост-советский менталитет нашего человека - никто не будет покупать товар сделанный в РФ, если он будет в ту же цену, что импотрный аналог... увы, но это факт.
Аделаида минимум в 1.5 - 2 раза дешевле ближайших зарубежных аналогов, см http://koti.nettilinja.fi/~welho1/eng/kajakki2.html (которые, к тому же, не поставляются на отечественный рынок). Кстати, большая просьба прокомментировать тот факт, что у этих аналогов обвязка - не по всему периметру, а только по корме, по носу, ну и у некоторых еще в середине между 2 гребцами. Стоит ли делать обвязку по всему периметру, или достаточно как на этих каяках?
Pobeach-kayaks писал(а): Также хочу посоветовать Вам не ровняться на супер-классные каяки для длительных походов... которые смогут оценить только единицы... и на котрых смогут ходить только очень опытные каякеры.
Я думаю, что равняться нужно как раз на все самое лучшее. Оценить - да, не все способны, но здесь нужно показывать и объяснять. Те, кто уже пользовался нашим каяком - оценили его. Что касается того, что "только очень опытные каякеры" - это не верно: начальная остойчивость каяка вполне достаточна для неопытного экипажа. Если этот экипаж не слишком пьян конечно: ))

P.S: В любом случае - спасибо за ваши отзывы! В частности, я понял, что обвязку все-таки нужно сделать. Также спасибо за картинки, касающиеся обвязки.
КБ СамБот - производство судов для спорта, отдыха и туризма

Аватара пользователя
Имя пользователя
Сообщения: 2737
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 07:29
Reputation: 156
Город: Сакраменто

Re: Морской каяк "Аделаида" - наконец на воде!

Сообщение Имя пользователя » 28 мар 2012, 04:58

Миккле, вы упорно не слышите, что вам говорят люди. Я понимаю, что основное производство у вас катера. И бюджет вашей станицы от продаж каяков не зависит. И знакомые люди, которым вы даете тестировать ваши каяки плохого не скажут, или они просто понятия не имеют о многих вещах. Какой нафиг серф в водохранилище? На великих озерах, к примеру, качество серфа считается самым отстойным, это минимальные волны, которые годятся. Сравните размеры. Никакого понятия о значении обвязки, которая по умолчанию ставится как необходимое оборудование по безопасности на все сит ин каяки. Знаний по технике безопасности на каяке - ноль. И такие люди проектируют лодки. Вы будете меня уверять, что стекло годно для сплава? Так это до первого камня. Если вам хочется покататься на выходные не отходя от родео буса - типа сломал и привез домой чинить - это еще как то катит. Но пластик дешевле и неубиваемей. И выберут пластик, почесав репу. Где еще ваш Иргиз можно применить?
Про двойки - я уже говорил, что серьезные люди, с нормальным бюджетом (ведь ваша аделаида не дешева) пойдут в серьезное мероприятие на одиночках. Почему - по тем самым соображениям безопасности, о которых вы не имеете ни малейшего понятия или намеренно игнорируете. Для выката жен и приобщения к водному спорту друзей на выходных хватает лодок типа прион капри - и именно они составляют огромный сегмент рынка, как говорилось выше. Но вы в продажах не заинтересованы, см выше. Для фитнеса ваша аделаида "жирновата", и не может конкурировать с лодками типа сюрфски или K-1. Про ее обводы мы пытались дискутировать ранее. Это я пропущу. Брызги от носа - не самое главное, поверьте. И не стоит ради этого задирать борт. Ваши лодки задумывались как универсальные, но они настолько размазаны по разным классам, что просто не имеют смысла.
Про обвязку - все просто. К мешкам клеятся проушины. В кейсах типа пеликан они уже есть. А потом карабинами они просто пристегиваются к обвязке.
A здесь могла бы быть моя самореклама.

Аватара пользователя
Mikle
Сообщения: 1128
Зарегистрирован: 15 апр 2010, 05:32
Reputation: 80
Город: Самара

Re: Морской каяк "Аделаида" - наконец на воде!

Сообщение Mikle » 28 мар 2012, 05:33

Имя пользователя писал(а):Я понимаю, что основное производство у вас катера.
С чего это взяли?
Имя пользователя писал(а): И знакомые люди, которым вы даете тестировать ваши каяки плохого не скажут, или они просто понятия не имеют о многих вещах.
О каких вещах?? Я дал лодку совершенно незнакомым людям для участия в гонке, они лодкой остались довольны, пройдя на ней без остановки более 120 км, в т.ч. в штормовых условиях! Вы лодку ни разу не видели и тем более не пользовались - но уже успели многократно покрыть толстым слоем "шоколада"!
Имя пользователя писал(а): Никакого понятия о значении обвязки, которая по умолчанию ставится как необходимое оборудование по безопасности на все сит ин каяки.
1) Передергивать только не надо! Вам показать каяки, где этого нет?
2) Обвязка будет.
Имя пользователя писал(а): Знаний по технике безопасности на каяке - ноль.
Вы тестировали мои знания по технике безопасности?
Имя пользователя писал(а): Вы будете меня уверять, что стекло годно для сплава?
Человек, который занимается профессионально сплавом - сказал что этот каяк годен для несложного сплава. Напоминаю, что там стоит усиление, и что у нас достаточно прочный эпоксидный стеклопластик. Также напоминаю, что каяк уже использовался на сплаве. Молотком вы днище этого каяка не пробьете.
Имя пользователя писал(а): Про двойки - я уже говорил, что серьезные люди, с нормальным бюджетом (ведь ваша аделаида не дешева) пойдут в серьезное мероприятие на одиночках. Почему - по тем самым соображениям безопасности, о которых вы не имеете ни малейшего понятия или намеренно игнорируете.
Я правильно понимаю, что западные производители аналогичных каяков - все дураки, и не понимают этой вашей мудрости?
Я правильно также понимаю, что никто не ходит на каяках в условиях менее чем 3-бального шторма?
Имя пользователя писал(а): Про ее обводы мы пытались дискутировать ранее.
Вы умеете считывать теоретические обводы по фото?? Тогда наверное ведущие судостроительные компании к Вам в очередь выстраиваются ?
Имя пользователя писал(а): Ваши лодки задумывались как универсальные, но они настолько размазаны по разным классам, что просто не имеют смысла.
Не имеют смысла столь категоричные утверждения, что Вы делаете, ни разу не покатавшись на наших лодках, ни разу не сравнив их с другими лодками в деле, и в упор игнорируя имеющиеся на западном рынке аналоги.
КБ СамБот - производство судов для спорта, отдыха и туризма

Аватара пользователя
Имя пользователя
Сообщения: 2737
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 07:29
Reputation: 156
Город: Сакраменто

Re: Морской каяк "Аделаида" - наконец на воде!

Сообщение Имя пользователя » 28 мар 2012, 06:30

Я понимаю, что основное производство у вас катера.
С чего это взяли?
Тут могу быть не прав. Перефразирую, чтобы точно сформулировать, что я хотел сказать.
Основное производство - НЕ КАЯКИ.
1) Передергивать только не надо! Вам показать каяки, где этого нет?
Покажите мне экспедиционный сит-ин каяк уважаемой компании без обвязки.
О каких вещах??
О технике морского каякинга и о ТБ на большой воде.
Вы тестировали мои знания по технике безопасности?
Да, и вы не сдали. T-спасение, или T-rescue - программа первого урока по морскому каякингу. Как и обвязка.
но уже успели многократно покрыть толстым слоем "шоколада"!
Я показал еще двум людям уровня BCU3 ваше детище в движении. Мои суждения были очень умерены. Могу запостить на местный форум и прислать суждения каякеров, если не боитесь.
Человек, который занимается профессионально сплавом - сказал что этот каяк годен для несложного сплава.
По той причине, что он достаточно профессионален, чтобы обойти все камни. Я могу ходить 2кс (несложный сплав) на морском каяке, но это не значит, что он годен для сплава. И не значит, что если вы в него сядете, вы его не убьете на первом же пороге.
Молотком вы днище этого каяка не пробьете.
Тест на зрителя. Налейте в ваш каяк воды полный кокпит и с метра бросьте на острый камень. Это будет тест на реальные события, которые происходят при кораблекрушении.
Я правильно понимаю, что западные производители аналогичных каяков - все дураки, и не понимают этой вашей мудрости?
К сожалению мудрости не понимаете вы. Попробую объяснить еще раз. Основной потребитель стекловолоконных двушек в развитых странах - компании аутфиттеры. Которые выкатывают чайников под присмотром и несут за них ответственность. Соответсвенно требования к лодке - очень устойчивая, скорость хода желательна, но не обязательна (поэтому они не 8метров, а 6 с хвостом), загрузка барахла на неделю. А вот в прокате уже пластик - чтобы не покоцали без присмотра. Только нет у нас аутфиттеров.
в упор игнорируя имеющиеся на западном рынке аналоги
Покажите аналог. Чтобы двойка, сит ин, с обводами содраными с гоночных лодок и при этом под маркой экспедиционного морского каяка. Я уже писал, что ваша лодка - лодка для плоской воды выходного дня по причинам обводов и качества исполнения.
Я правильно также понимаю, что никто не ходит на каяках в условиях менее чем 3-бального шторма?
В 3 балла по Сафиру-Симпсону не ходят. А если по Бофорту, то 3 балла это слабый ветер 7-11 узлов. Как раз в таких условиях большинство вылазок и происходит.
A здесь могла бы быть моя самореклама.

Аватара пользователя
Имя пользователя
Сообщения: 2737
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 07:29
Reputation: 156
Город: Сакраменто

Re: Морской каяк "Аделаида" - наконец на воде!

Сообщение Имя пользователя » 28 мар 2012, 07:46

Кстати, большая просьба прокомментировать тот факт, что у этих аналогов обвязка - не по всему периметру, а только по корме, по носу, ну и у некоторых еще в середине между 2 гребцами. Стоит ли делать обвязку по всему периметру, или достаточно как на этих каяках?
Еще одно свидетельство некомпетентности. Обвязка рядом с кокпитом не имеет смысла, так как хвататься за коммингс кокпита, именуемым еще зацепом юбки, гораздо удобнее.
A здесь могла бы быть моя самореклама.

Аватара пользователя
fishmonger
Сообщения: 3901
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 10:17
Reputation: 63
Город: Владивосток
Контактная информация:

Re: Морской каяк "Аделаида" - наконец на воде!

Сообщение fishmonger » 28 мар 2012, 09:41

В кейсах типа пеликан они уже есть
Нету (если не считать ручку). Нужно сверлить дырки в ребрах-ножках.

Аватара пользователя
Имя пользователя
Сообщения: 2737
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 07:29
Reputation: 156
Город: Сакраменто

Re: Морской каяк "Аделаида" - наконец на воде!

Сообщение Имя пользователя » 28 мар 2012, 10:05

Странно, у меня есть проушины рядом с замками. Но в ребрах они были бы удобнее.
A здесь могла бы быть моя самореклама.

Аватара пользователя
fishmonger
Сообщения: 3901
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 10:17
Reputation: 63
Город: Владивосток
Контактная информация:

Re: Морской каяк "Аделаида" - наконец на воде!

Сообщение fishmonger » 28 мар 2012, 10:13

Так это для навесных замков проушины. Вязать за них неудобно, иначе не отвязав кейс не достать содержимое.

Аватара пользователя
Имя пользователя
Сообщения: 2737
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 07:29
Reputation: 156
Город: Сакраменто

Re: Морской каяк "Аделаида" - наконец на воде!

Сообщение Имя пользователя » 28 мар 2012, 10:25

Вы правы. Но я с воды на зеркалку не снимаю, бюджет не позволяет :). А для транспортировки они годятся.
A здесь могла бы быть моя самореклама.

Аватара пользователя
Legalizer

Re: Морской каяк "Аделаида" - наконец на воде!

Сообщение Legalizer » 28 мар 2012, 20:47

Порадовали некоторые комментарии выше:
Pobeach-kayaks писал(а): Думаю, если поставить скег, то смело можно убрать до метра длины каяка без потери курсовой устойчивости.
Ерунда. Недостаток курсовой устойчивости можно компенсировать греблей, а вот скорость у лодки вы отнимите таким действием. Не годится. Курсовая устойчивость (читай специфические обводы лодки, заставляющие ее ехать по прямой) годному каякеру по сути нафиг не нужна. Любой playboat возьмите, хоть наш Zephyr. Если заставить эту лодку ехать строго по прямой, пропадет вся ее веселость и интересность. Так что привязываться к курсовой устойчивости можно только имея в виду в качестве аудитории отдыхающих. Скег, к слову, тоже немного тормозит лодку дополнительно. Так что... Лучше пусть лодка будет длинной, если у вас нет специфических целей, отличных от перемещения из точки А в точку Б.
Самое правильное решение - это спросить у людей... создайте тему на форуме, предложите несколько вариантов... и попросите пусть читатели также предложат свои варианты. Создайте опрос (в сети есть полно движков для создания голосовалок).
Если вы захотите дать имя своему ребенку, тоже пойдете в форуме голосовалку устраивать? :) :) :)

Ну это так :) ИМХО, лодке уже перемыли все кости до последней. Все минусы ясны. Будет вам уже спорить. Не хочет вас слушать производитель - не надо. С момента появления первых фото Аделаиды в этом форуме было понятно, что лодка очень неоднозначная, и в погоне за универсальностью была построена Щука из современных материалов. Этого не изменить. Чтобы было по-ругому, нужно было к проектированию лодки подпустить поближе именно каякера, имеющего представление (и опыт эксплуатации) о большом количестве имеющихся на рынке лодок.

Обвязка - хорошо, но не решает ничего в данном случае, т.к. основной потребитель такой лодки - не совсем каякер (в смысле осваивающий технику и теорию гребец), а отдыхающий, скорее.

Удачи :)

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 12 гостей