Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Техника гребли. Эскимосский переворот. Средства безопасности, спасательные жилеты, каски, аптечки. Первая помощь. Волны, ветер и прочие погодные явления.
A-B
Сообщения: 1020
Зарегистрирован: 25 апр 2010, 17:17
Reputation: 0
Город: Москва

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение A-B » 07 ноя 2013, 18:20

Надеюсь с чувством юмора, Круглый Филин, у Вас все ок
Сергей, я вот почитал, много ученых слов :) и кагбе общая идея ясна :) , но все же понимания это сильно не прибавило :)
У тебя есть описание для тупых исходя из просто прилагаемых к разным точкам корпуса лодки сил, почему лодку ставит лагом к волне? реально интересно.

Аватара пользователя
Имя пользователя
Сообщения: 2737
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 07:29
Reputation: 156
Город: Сакраменто

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение Имя пользователя » 07 ноя 2013, 18:54

У тебя есть описание для тупых
Это КАКБЭ школьная физика. Надеюсь у вас с юмором тоже все в порядке.
A здесь могла бы быть моя самореклама.

Аватара пользователя
Operator
Сообщения: 299
Зарегистрирован: 15 июл 2011, 18:30
Reputation: 12
Город: Москва

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение Operator » 07 ноя 2013, 20:57

A-B писал(а):Сергей, я вот почитал, много ученых слов :) и кагбе общая идея ясна :) , но все же понимания это сильно не прибавило :)
У тебя есть описание исходя из просто прилагаемых к разным точкам корпуса лодки сил, почему лодку ставит лагом к волне? реально интересно.
Попытался нарисовать частный случай когда корма выше с помощью MS Office :) . Хоть и коряво, но суть передает.

Есть, кстати, нюанс, который и заставил подумать над сабжем.

Это то, что на практике лодку или судно ставит лагом к волне (конечно если она предоставлена сама себе, достаточно "сбалансирована" и влияние ветра не отменяет действие волн) при любом размере волны - как при короткой (меньше длины лодки), так и на длинной (существенно превышающей ее длину). Если со вторым случаем все понятно сразу, поскольку разница потенциалов кормы и носа лодки очевидна, то во втором случае с короткой волной влияние волн менее выражено, поскольку представляет собой сложную суперпозицию их совокупного влияния на корпус. Говоря иначе, лодку все равно немного раскачивает на мелкой волне. Это и сказывается.
Вложения
Waves.jpg
Waves.jpg (255.92 КБ) 2995 просмотров
Storm Kayak - R17; Jackson - Rock Star comp 2014; Seabird Sport 600

Аватара пользователя
Круглый Филин
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 02 ноя 2013, 00:09
Reputation: 0
Город: Москва

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение Круглый Филин » 07 ноя 2013, 23:24

Спасибо, Ганс Ульрих aka Operator aka Сергей!
Я домыслю.
Можно образно так сказать - "каяк сваливается в яму между волнами[, как автомобиль в колею]".

Но выходит, что сваливание каяка в ложбину между гребнями волн бывает только при некоторой силе ветра?
И если бы ветер поднялся ещё более сильный, то наступил бы пи.. тьфу, флюгер?

АПД: Здесь я попытаюсь написать популярно-научный расчёт "поворот каяка на волнах":
1) Волна - это движение воды вверх-вниз. Горизонтальная составляющая движения волны мала
2) Остановим мгновение: каяк повёрнут к набегающей волне на 45градусов и его нос уже несколько забрался на волну, а корма ещё не забралась. Что происходит с каяком? Нос стремится соскользнуть с волны вбок, каяк поворачивается. И так волна за волной - и каяк в итоге сидит в ложбине всем своим телом.
Последний раз редактировалось Круглый Филин 07 ноя 2013, 23:48, всего редактировалось 3 раза.
WS Tsunami 145, Смена1 2 штуки(предоставлены производителем, обе расклеились, не рекомендую), Щука1 (хорошая, но не для холодной или открытой воды, нынче разобрал на гермы)

A-B
Сообщения: 1020
Зарегистрирован: 25 апр 2010, 17:17
Reputation: 0
Город: Москва

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение A-B » 07 ноя 2013, 23:31

Спасибо за картинку, все это я понял, в меру своих способностей, еще из ответа на трехстихиях. Но это очень общая картина.
Мне как гуманитарию непонятно, какие конкретно силы действуют на нос и корму лодки, скорость же перемещения волны и на гребне (если волна не ломается) и в нижней точке одинаковая? или силы сопротивления воды разные в разных точках?
Потенциальная энергия более высокой части лодки - это всего лишь сила гравитации, направленная вниз и сама по себе не вращающая лодку, так?

Аватара пользователя
Operator
Сообщения: 299
Зарегистрирован: 15 июл 2011, 18:30
Reputation: 12
Город: Москва

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение Operator » 07 ноя 2013, 23:44

Круглый Филин писал(а):Можно образно так сказать - "каяк сваливается в яму между волнами[, как автомобиль в колею]"
Хотелось бы, чтобы все было так просто. :)

Можно и так сказать, про частный случай коротких волн. Но все-таки дела обстоят несколько сложнее. Поэтому и пришлось писать про "энергии".

Как уже сказано ранее, каяк будет разворачивать лагом к волне, даже если длина волны существенно больше длины лодки. Т.е. в таком раскладе это уже и не колея вовсе, а скорее ледяной "склон", по которому, кстати говоря, лодку также будет нести боком. Можете попробовать, скоро зима кстати :).
Круглый Филин писал(а):Но выходит, что сваливание каяка в ложбину между гребнями волн бывает только при некоторой силе ветра?
И если бы ветер поднялся ещё более сильный, то наступил бы пи.. тьфу, флюгер?
Ну да. Флюгирование бы началось.

Другое дело, что в статье, на которую сослался Артем, приводятся и другие факторы, влияющие на поведение лодки. Я же избирательно сосредоточился на менее очевидных.
Storm Kayak - R17; Jackson - Rock Star comp 2014; Seabird Sport 600

A-B
Сообщения: 1020
Зарегистрирован: 25 апр 2010, 17:17
Reputation: 0
Город: Москва

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение A-B » 07 ноя 2013, 23:49

а скорее ледяной "склон", по которому, кстати говоря, лодку также будет нести
кажется начал понимать))
спасибо

Аватара пользователя
Круглый Филин
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 02 ноя 2013, 00:09
Reputation: 0
Город: Москва

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение Круглый Филин » 07 ноя 2013, 23:57

Ну да. Флюгирование бы началось.
Ага, понял!!! Эврика!!!
Каяк поворачивается и от волн и от ветра. Сначала, пока ветер слабенький, он роли не играет, и каяк разворачивается из-за волн. Но когда ветер ускоряется, то уже ветер становится главным, и разворачивает лодку параллельно своему направлению.
Можно образно так сказать - "каяк сваливается в яму между волнами[, как автомобиль в колею]"
Хотелось бы, чтобы все было так просто. :)
Каяк - это, допустим, прямая палка. Ложбина на срезе имеет форму вогнутой дуги. Какое положение займёт палка? Понятно, что палка свалится в самое дно дуги.
WS Tsunami 145, Смена1 2 штуки(предоставлены производителем, обе расклеились, не рекомендую), Щука1 (хорошая, но не для холодной или открытой воды, нынче разобрал на гермы)

Аватара пользователя
Operator
Сообщения: 299
Зарегистрирован: 15 июл 2011, 18:30
Reputation: 12
Город: Москва

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение Operator » 08 ноя 2013, 00:00

A-B писал(а):Потенциальная энергия более высокой части лодки - это всего лишь сила гравитации, направленная вниз и сама по себе не вращающая лодку, так?
Не совсем.

Об этом, увы, не сказано в школьной программе, но "гравитация", т.е. способность притягивать что-то, это слишком общее и упрощенное представление о перераспределении "энергий". В примере Круглого Филина содержится частный случай внятного объяснения ситуации на принципе "колеи". Другое дело, что этот образ сразу перестает работать, если мы увеличиваем размер колеи до размеров склона. Но по опыту известно, что протяженный объект, все равно будет иметь тенденцию к скольжению боком :).

Поэтому проще всего рассматривать положение частей лодки на волне относительно друг друга. Чем больше разброс положений кормы и носа лодки по высоте, тем больше разброс "энергий" будет иметь место, тем сильнее будет проявлен "разворачивающий эффект". Для простоты это вообще можно соотнести с дистанцией от центра масс Земли. Чем дальше - тем выше "потенциал".

Это если очень грубо.
Последний раз редактировалось Operator 08 ноя 2013, 00:07, всего редактировалось 1 раз.
Storm Kayak - R17; Jackson - Rock Star comp 2014; Seabird Sport 600

Аватара пользователя
Operator
Сообщения: 299
Зарегистрирован: 15 июл 2011, 18:30
Reputation: 12
Город: Москва

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение Operator » 08 ноя 2013, 00:02

Круглый Филин писал(а):Каяк - это, допустим, прямая палка. Ложбина на срезе имеет форму вогнутой дуги. Какое положение займёт палка? Понятно, что палка свалится в самое дно дуги.
Ну да, это как раз и есть частный случай проявления описанных "энергий".

Он очень нагляден, да.
Storm Kayak - R17; Jackson - Rock Star comp 2014; Seabird Sport 600

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя