Техника гребли - что бы не уставать

Техника гребли. Эскимосский переворот. Средства безопасности, спасательные жилеты, каски, аптечки. Первая помощь. Волны, ветер и прочие погодные явления.
Аватара пользователя
PARA CENTER
Сообщения: 927
Зарегистрирован: 16 фев 2017, 20:13
Reputation: 66
Город: Краснодар

Техника гребли - что бы не уставать

Сообщение PARA CENTER » 20 янв 2023, 20:26

Какая правильная техника гребли в походе на морском каяке - что бы не уставать ?
Т.е. имеется морской каяк, дистанция 15-30 км. Скорость не сильно важна (не спорт), но хочется меньше уставать.

Видео и визуально видел разные варианты - кто-то говорит нужно сидеть прямо, кто-то - наклон вперед. Кто-то - выпимать весло у пояса, кто-то догребать вынимая. Ну и т.д.

Что скажут гуры ?
Мои каяки:
Zephyr 155, Dagger Alchemy 14, Epic V7, Frej 507, Baffin P2, (SeaBird Discovery 430)

Аватара пользователя
Retropaddler
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 30 сен 2020, 17:25
Reputation: 7
Город: Гродно

Re: Техника гребли - что бы не уставать

Сообщение Retropaddler » 21 янв 2023, 02:10

Гренландское весло.

Аватара пользователя
HEKOT
Сообщения: 2851
Зарегистрирован: 19 апр 2016, 19:28
Reputation: 308

Re: Техника гребли - что бы не уставать

Сообщение HEKOT » 21 янв 2023, 06:17

Есть! Точное попадание с первого раза!
КОТ или НЕКОТ? Вот, в чём вопрос!
Shearwater 17 "Mephisto"
Shearwater 17 "Victory"
Shearwater 17 готовность 29%
Stellar SEL "InterStellar"
Carbonology Atom "Aurora"

Аватара пользователя
HEKOT
Сообщения: 2851
Зарегистрирован: 19 апр 2016, 19:28
Reputation: 308

Re: Техника гребли - что бы не уставать

Сообщение HEKOT » 21 янв 2023, 18:05

Ну если вопрос именно по технике, то смена весла -- некорректный ответ. Но вот если вопрос чуть обобщить, то можно пофантазировать...
Далее воспоследуют мои досужие вымыслы и домыслы. Как к ним относиться -- дело личное, но я постораюсь высказываться на основе собственного опыта и наблюдений. Так как я не очень морской каякер, могу и ошибаться. Но если будут какие-то логические ошибки, буду рад их обсудить.

Чтобы меньше уставать, надо затрачивать меньше энергии, а затраченную как можно эффективней преобразовать в кинетическую. Довольно очевидно. Дальше попробую рассмотреть доступные способы уменьшения затрат энергии.

Энергия тратится на:
1. Собственно греблю.
2. Накладные расходы.
3. Обеспечение комфортной жизнедеятельности собственного организма.

Далее по пунктам
КОТ или НЕКОТ? Вот, в чём вопрос!
Shearwater 17 "Mephisto"
Shearwater 17 "Victory"
Shearwater 17 готовность 29%
Stellar SEL "InterStellar"
Carbonology Atom "Aurora"

Аватара пользователя
HEKOT
Сообщения: 2851
Зарегистрирован: 19 апр 2016, 19:28
Reputation: 308

Re: Техника гребли - что бы не уставать

Сообщение HEKOT » 21 янв 2023, 18:07

1. Собственно гребля - это просто: тут надо повышать КПД гребли и КПД лодки. То есть в пределе стремиться к тому, чтобы 30км пройти на одном гребке ;)

Лодка: тут очень много копий сломано, в том числе, с теоретическим обоснованием, какая лодка для какой скорости. Не стоит, очевидно, для длинного похода выбирать Тайменеобразную пупындру и надеяться на то, что устанешь меньше, чем на том же Кортике. С другой стороны, так же очевидно, что скоростной каяк (не по заявлениям производителя, а реально) будет создавать определённые проблемы (см. пункт "Накладные расходы"), да и походного шмурдяка в него не засунуть. В общем, достаточно очевидно, что в случае автора, скорее всего, лодка должна быть достаточно длинной и жёсткой, чтобы быть скоростной и достаточно широкой, чтобы обеспечивать комфорт и остойчиость.

КПД гребли = КПД весла х КПД техники. С веслом более или менее просто: смотрим, на чём гоняются на спортивных марафонах и делаем так же, выбирая размеры в зависимости от собственного здоровья: чем здоровее, тем больше, но без фанатизма, у производителей есть рекомендации. Почему я говорю про спортивные марафоны, если в ТЗ нет требования скорости? Потому что марафон -- это не про скорость, а про выносливость. Если устанешь раньше времени, всё, будешь последним.

Гренландское весло при всех его достоинствах для морского каякинга, не шибко эффективное для гребли вперёд, а мы говорим (по ТЗ) не о морском каякинге, а о походах на морскорм каяке, которые могу случиться где угодно: в озере, реке, море, океане. Но если хочется пройти дистанцию именно за большое время, то, наверное, это хороший вариант.
КПД техники. Очевидно, техника должна быть максимально эффективная с учётом используемого весла и лодки. Есть множество обучалок, из которых в сухом остатке можно вынести: использовать сильные мышцы тела, насколько позволяет лодка и неделать лищних движений. Если возможно крутить тело, надо крутить тело. Если возможно крутить "от ноги", надо так и делать. К сожалению, так как морские каяки обычно существенно ограничивают подвижность гребца, надо искать компромисс.В любом случае, поинтересоваться спортивной техникой надо, так как, без сомнения, именно она наиболее эффективная из известных.

По поводу момента выноса весла из воды, опять-таки, в спортивной технике всё понятно объясняется, что вынос надо делать на уровне туловища, иначе лопатка весла начинает поднимать массу воды, а мы этого совсем не хотим - водя тяжелая, а полезной работы там очень мало. В идеале "экономный" вариант я вижу как "использовать по возможности спортивную технику, но меньше нажимать". Ну и можно руки пониже держать. К слову, чтобы руки меньше уставали, весло лучше взять полегче, бо даже если взять палку и помахать ей часа три в воздухе, устанешь.

Что касаетя наклона вперёд, спортсмены его используют обычно на самых коротких спринтовых дистанциях, где гребут "на все деньги" и ОЧЕНЬ непродолжительное время. Такая посадка в общем-то затрудняет дыхание и сковывает движения, но если проходишь 200 метров за 40 секунд, то можно и потрепеть, а по-другому там и не получится. Некоторые спортсмены (например, Liam Heath) используют такую посадку, видимо, потому что им так удобнее. Отклоняться назад смысла вообще нет, к этому придешь, изучая правильную технику. Остаётся только прямая посадка, с лёгким наклоном вперёд. Вообще, в длинном походе посадку можно (и нужно) немного менять.

По технике можно посмотреть видео Александра Никонорова или Ivan Lawler. И то, и то на английском. На русском мне пока ничего не попадалось. К слову, очень уважаемый океанский гонщик Oscar Chalupsky в своих обучалках иногда гонит. Так, как он рассказывает, не гребёт никто, даже он сам.

Есть ещё советские обучалки, но они с "прогрессивной маховой техникой" устарели.

Ivan Lawler
https://www.youtube.com/watch?v=2BYRlT9 ... 1MvKDA0i23

Александр Никоноров
https://www.youtube.com/watch?v=NIOHko8FV18
https://www.youtube.com/watch?v=d7Dav9wqNa0
https://www.youtube.com/watch?v=0NzIo7jMViQ
https://www.youtube.com/watch?v=F-loKVDA9Tw
https://www.youtube.com/watch?v=R8xBXOJewyY
КОТ или НЕКОТ? Вот, в чём вопрос!
Shearwater 17 "Mephisto"
Shearwater 17 "Victory"
Shearwater 17 готовность 29%
Stellar SEL "InterStellar"
Carbonology Atom "Aurora"

Аватара пользователя
HEKOT
Сообщения: 2851
Зарегистрирован: 19 апр 2016, 19:28
Reputation: 308

Re: Техника гребли - что бы не уставать

Сообщение HEKOT » 21 янв 2023, 18:08

2. Накладные расходы. Первое, что приходит на ум -- избыточная масса системы каяк-гребец-багаж и поддержание равновесия. Масса влияет на сопротивление движению, а значит её надо снижать. Проще всего, наверное, снизить массу багажа. Дороже -- снизить массу лодки. Ну и самое трудное -- собственную массу. Тут всё в наших руках.

С равновесием -- зависит от условий похода. Если это тихая речушка или озеро, вопросов быть не должно. Чем сложнее условия, неостойчивей лодка и неопытнее гребец, тем больше усилий тратится не на греблю а на борьбу за вертикальное положение. Условия могут меняться во время похода, остальное -- только вне его.

Для примера, на Самарском марафоне 2019 у гребца с самой быстрой лодкой был второй с конца результат. Причина -- слишком сложные условия для его опыта, половина усилий ушла на борьбу с волнами. Отсюда вывод: раз уж мы не можем менять лодки как перчатки, да ещё и в процессе похода с изменяюшимися условиями, надо практиковать навыки (чем больше, тем лучше).

Тренировки вообще сами по себе необходимы: недостаточно знать, как грести. Надо, чтобы правильные движения были хорошо заучены мозгом, чтобы грести эффективно даже в уставшем состоянии. Опять-таки, из личного примера: конец первого дня многодневки. Финишный спурт с двойкой после 74км гонки. Ощущения, что я гребу как братец Дьяченко. Спурт-то я выиграл, но потом на видео посмотрел технику -- это какой-то позор...
КОТ или НЕКОТ? Вот, в чём вопрос!
Shearwater 17 "Mephisto"
Shearwater 17 "Victory"
Shearwater 17 готовность 29%
Stellar SEL "InterStellar"
Carbonology Atom "Aurora"

Аватара пользователя
HEKOT
Сообщения: 2851
Зарегистрирован: 19 апр 2016, 19:28
Reputation: 308

Re: Техника гребли - что бы не уставать

Сообщение HEKOT » 21 янв 2023, 18:11

3. Принцип -- меньше энергии затратить на себя: согрев, охлаждение, голод, комфорт. Одежда должна быть удобной, по сезону и условиям. С возможностью надеть нужное или снять лишнее. Сидушка и вообще эргономика кокпита удобная. Но слишком комфотная сидушка, да ещё и со спинкой ограничивает технику, помним об этом.

Экипировка удобная, подогнанная. Какая-нибудь мелочь вроде натирающего спасжилета вполне способна не только привести к преждевременной усталости, но и полностью убить весь поход. У меня на многодневке было такое: забыл с левой стороны удалить обмотку. После 25 километров уже не мог нормально держать весло, в впереди ещё 40км. И потом ещё два дня. Дырок в руках было ОЧЕНЬ много.

Лёгкое весло, очевидно, лучше, тем тяжёлое. Удобное, с обмоткой в нужных местах. Правильное весло упростит изучение и использование правильной техники. Кто-то любит коленвал. Я сам пробовал, но немного совсем, впечатления не сложил. Но коленвалы тяжелее прямых шафтов.

Если поход неспешный, то высадиться на берег размяться -- очевидный шаг. Если нет такой возможности, перемена посадки, разминка на ходу, "мы писали-мы писали -- наши пальчики устали".

Питание должно быть. С голодухи не только энергия кончается, но и падает скорость, а следовательно, увеличивается время в пути, а от этого и усталость. Ну и вода, естественно. Если жарко, то помним, что потение вызывает обессоливание. Обессоливание даёт неприятные эффекты. У меня было, мне не понравилось.
КОТ или НЕКОТ? Вот, в чём вопрос!
Shearwater 17 "Mephisto"
Shearwater 17 "Victory"
Shearwater 17 готовность 29%
Stellar SEL "InterStellar"
Carbonology Atom "Aurora"

Аватара пользователя
HEKOT
Сообщения: 2851
Зарегистрирован: 19 апр 2016, 19:28
Reputation: 308

Re: Техника гребли - что бы не уставать

Сообщение HEKOT » 21 янв 2023, 18:14

Как-то сумбурновато получилось. Вероятнее всего, где-то накосячил, чего-то забыл, о чём-то приврал, но коррекция по ходу обсуждения.
КОТ или НЕКОТ? Вот, в чём вопрос!
Shearwater 17 "Mephisto"
Shearwater 17 "Victory"
Shearwater 17 готовность 29%
Stellar SEL "InterStellar"
Carbonology Atom "Aurora"

Аватара пользователя
Constantine
Сообщения: 419
Зарегистрирован: 14 дек 2017, 19:05
Reputation: 97

Re: Техника гребли - что бы не уставать

Сообщение Constantine » 21 янв 2023, 21:15

Я бы тоже посоветовал попробовать гренландское весло, если конечно оно лёгкое и лодка подходящая, не сильно широкая. Для походов, мне кажется то что нужно. Но там тоже технику нужно соблюдать и не грести только руками. Из плюсов — ни разу не натирал мозолей таким веслом. Из минусов — юбка нужна, вода стекает по веслу, руки часто мокрые. Ставил резиновые колечки — помогает, но хуже чем на обычном весле.

Аватара пользователя
Aleh
Сообщения: 612
Зарегистрирован: 13 ноя 2017, 19:14
Reputation: 101
Город: Брест

Re: Техника гребли - что бы не уставать

Сообщение Aleh » 21 янв 2023, 21:22

Да. Несколько-много часов гребли без фанатизма гренландским и не устаешь. И таки так же да- должно быть легкое.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей