1146км - как это было

Разговоры на любые темы.
Ответить
jujube
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 24 окт 2015, 11:50
Reputation: 6
Город: спб

1146км - как это было

Сообщение jujube » 06 май 2023, 21:29

Добрый день. Этот текст я написал 05 фев 2017, через пол года после приключения морского, написал, думал дописать чтото еще, сохранил в черновик и так оно и лежало. может быть настало время опубликовать?
Всем привет
В прошлом году мы с товарищем построили два каяка и поплыли. Хотелось бы рассказать об этом, в первую очередь для себя и может быть это будет кому то интересно и полезно. Не знаю как структурировать эту писанину и к какой теме привязать. Я начну и дальше будет видно.
ВАЖНО - до этого мы ни разу на плавали и тем более не строили каяки, все проблемы решали по мере их поступления. Информация будет полезна новичкам. Советы и упреки от профи - все это уже не имеет смысла) Кроме весел и жилетов все было сделано своими руками. Все советы для людей желающих повторить этот путь (конечно мало кто решится но все же)

С чего все началось.
Наши знакомые на коленке, в гараже сделали два каяка и доплыли из питера в стокгольм. Нам эта идея очень понравилась, захотелось чего то такого же, но так что бы по жести. Не жалкие 300-500 и больше 1000 как минимум. Из питера куда плыть вариантов не много: в одну сторону балтийское море с вражескими берегами, в другую заезженная ладога и все против течения.
В итоге придумали вариант такой - из архангельска - белое море, соловки, беломор канал, онега, свирь, лагода и нева. Этот вариант всех устроил. Прям от одной мысли мурашки бежали - как оно все там)
Исходя из маршрута мы и строили каяки (это очень важно учитывать)
Строительство
выбрали конструкцию чесапик 17 (мб чуть удлинили, не помню). Очень устойчивая и надежная конструкция, так же каяки были оборудованны рулями. Детально расписывать постройку я не хочу, этой информации более чем достаточно, Расскажу про пару моментов.
Выбор конструкции - длинный и узкий каяк быстро поплывет, но будет не устойчивый - для первого раза такой лучше не делать. Это опасно и будет забирать много сил на равновесие.
После сборки на проволоку (проволока кстати может быть любой) очень важно все проверить и промерить на симметрию, дальше это будет не поправимо.
Эпоксидную пасту для фиксации можно использовать по минимуму - мы мазали чуть ли не мастерком и потом все это шкурили.
Не бойтесь использовать саморезы - что это за мода на 150 струбцин я так и не понял.
Стеклоткань - вы взяли какую то жутко толстую (не помню какую. самую дешевую на сайте смола20), причем клеили как снаружи так и внутри.
Эпоксидка - вот на этой штуке лучше не экономить. мы заказывали компаунд Этал-1440Т(Э)V из москвы - почитаешь - какая то жесть, для ремонта космических кораблей, но это стабильный и понятный в работе состав. мерили большими шприцами по метке (дада - весы, объем, плотность и тд)
Если соберетесь стеклотканить внутреннюю часть каяка лучше убрать все перегородки - это сэкономит кучу времени
Узкую часть в носу лучше залить щедро пастой - полезного пространства там минимум, а лишняя прочность не помешает.
Дыры в деке каяка для обвязки и прочего - дырявьте без проблем, мы использовали мебельные шурупы с плостой головкой+ резиновая шайба - не течет. Еще были опасения насчет стальной фурнитуры, мол сгиет в соленой воде - не сгниет)
защита киля , носа (чем будете причаливать) - у меня была пвх лента на термоклее - на 2\3 пути отвалилась у товарища кусок пластика на эпоксидке - покоцалась но выдержала
Как сделать люки герметично - важно два условия - бортик по краю крышки и водостойкая ткань которая будет одеваться на этот бортик (жаль что додумался до этого только один из нас (не я))
Покраска, внешний вид - я использовал обычную краску, сверху покрыл яхтенным лаком. вопреки опасениям от форумчан и продавцов - выдержало, стерлось на дне, да у бог с ним. вторую лодку товарищ оклеил тканью на эпокидку. и чуть того же лака сверху - это был еще тот геморрой, но красиво получилось.
Сиденье - самая важная часть каяка! у вас могут протекать все отсеки, лодка не держать курс, но если вам будет не удобно сидеть - путешествие превратится в пытку. Сиденье не должно быть плоским, не стесняйтесь, делайте максимально по форме. Спинка - для комфортной гребли нужен упор в районе ремня и чуть выше (где ямочки)) упорт под ребра там не нужен. нов минуты отдыха на воде не плохо бы куда то упереться спиной. это все не просто и сразу не поймешь. Сделать сидушку можно из плотной пеноизоляции.
Вообще про кокпит - вам должно быть там комфортно, можно быть бы переместить ноги, при этом вы должны в миг распираться бедрами коленками по стенкам.
Итоговый вес получился 33 и 36 кг. К чему это стремление делать легче - не понятно. С багажом там будет все равно за сотню. Спешиваться по колено в воде и разгружать там же отсеки - это все только в теории хорошо звучит.
Руль - плыть без руля было нереально, водило по воде как бревно. может мы как то не правильно сделали лодки.
еще у нас были паруса, но проплыли на них мы км 100 от силы. и все равно погребали

Снаряжение одежда

У нас была повседневная одежда - никаких проблем. должно быть два три комлплекта одежды - дожди и перевороты в воде никто не отменял
По поводу водолазных костюмов - они стоят денег, вспотел под ним - замерз. быстро снять\одень - проблема (например нужду справить) короче одни минусы.
Куртка штормовка - вот эту вещь надо брать максимально качественную. куртка это процентов 70 вашей сухости. флисовые толстовки так же будут греть в любых условиях. панамка с сеткой от комаров и инцефалитный костюм - тоже берем обязательно.
Юбка - если вы будете делать ее самостоятельно. труба вокруг тела - делайте ее максимально свободной - у нас были сшиты по размеру - неудобно снимать одевать на воде, оченть жарко и потно (почему и снимали).если волна захлеснет выше головы - стекающая за юбку вода бкдет беспокоить вас меньше всего часть закрывающая кокпит - максимально водостойкий материал. если нет опыта юбку лучше вообще не снимать. далее по ситуации - вода спокойная снимаем, поднялись волны - одеваем.
Была не реальная жара (дада на белом море). 23 часа в сутки жарило солнце. так что очки головной убор с полями и всякие крема не помешают. в 2015 говорят температура больше +7 не поднималась, а нам очень повезло с погодой.
Спальник - синтетический, теплый (хотя бы на 0+5) лучше спать на нем в жару, чем мерзнуть в холода. Тент и кусок брезенка там же выручали нас не раз - дожди по 3-4 дня или то же палящее солнце. трехместная палатка на двоих - внутри есть место для одежды вещей еды, можно готовить. Газовая горелка так же вещь очень нужная. Позаботьтесь чтобы у вас были инструменты и материалы для ремонта лодки, одежды и всего прочего.
Обувь - должная промокать по минимуму и быстро сохнуть. легко одевать снимать. и неплохо если бы ваши штиблеты умели плавать -под все эти параметры идеально подходят обувь их пенорезины (кроксы и кетайские аналоги). я вообще плавал босиком, тк размер ноги был впритык по высоте лодки.
Пара гермомешков для спальника и одежды.
Средства для мытья - в белом море мыться бесполезно - мыло хозяйственное не мылилось. мы купались и хребли до пресной воды.
Зажигалки по всем карманам, топоры, ножи и прочее - это все понятно.

Еда - все как обычно - консервы каши. разве что мы сильно налегали на всякие сладости. печеньки, зефирки и сгущенки улетали килограммами. будет не лишним пересыпать всё сыпучее в пласт бутылки- дурацкие пакеты с крупой рвутся в лоскуты.
на маршруте было достаточно магазинов - за 50-100 км точно чтото было. более того - соловки, беломорск и далее - везде можно было расплачиваться пластиковой картой.
Престная вода - или в магазине или в колодце в поселках. при первой возможности делайте максимальные запасы. это на море. на беломорканале и онеге и черпали прям из за борта и пили - никаких проблем

Аптечка - важно понимать что в отдалении от цивилизации вам скорее всего никто не поможет. рассчитывайте только на себя.

Навигация - бумажные карты - максимально подробные и gps навигатор. одно без другого почти бесполезно
У нас была идея заряжать всякие девайвы по пути автономно, для чего мы взяли каждый по два мото аккумулятора на 12v. но при контакте с соленой водой все они разрядились. в моей лодке через пару дней в другой через пару недель. идея была хорошая, надо было герметично упаковывать их, в какие то боксы, хоть на болты - когда надо будет зубами вскроешь). навигатор был гармин етрекс 10 - если интересно могу рассказать как жить с небольшим объемом памяти.
Активно общайтесь с местным населением.

Поплыли
Если вы в первый раз сев в самодельную лодку поплывете на 500-1000 км - у вас будут большие проблемы. Обкатайте ваш баркас пару выходных.
Руки мышцы - по началу болит всё. самая большая нагрузка на пальцы. Плечи и крылья так же устают. После 300-400 у нас все отболело. Техника гребли на словах не объяснить, по минимуму тяговых движений рук и максимум от поворота корпуса (есть подробное видео на ютубе). Прокачать на суше нужные мышцы скорее всего не получится. ну турник разве что. мозоли на руках почти не беспокоили (пару раз одевали перчатки)
Волны приливы и погода
Вот тут все сложно и не понятно.
На море волны бывают трех типов
Приливные - метровые валы проносятся как паровоз, мягко поднимают и опускают, почти не влияют на курс и скорость.
Погодные - ветер , давление, уж не знаю что от чего зависит. самые жесткие и непредсказуемые. дует ветер = будут волны. сильные ветер = большие волны
Течения - или по морскому сулой. имеют свое течение и скорость, не зависящую от других условий (как бурная река по среди моря)они в определенных местах, от какойто там разницы глубин. местные рыбаки и моряки вам расскажут.
И вот, когда волны идут в одном направлении, они объединяются и становятся больше. так же на высоту волны влияет глубина. на большой воде волны не те что у берега (как то все это глупо звучит)

jujube
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 24 окт 2015, 11:50
Reputation: 6
Город: спб

Re: 1146км - как это было

Сообщение jujube » 06 май 2023, 21:39

на беломорканале и свири есть шлюзы - шлюзовать каяки никто не будет.Мы это знали, потому сделали себе тележки - две доски скрепленные лентой (как на лямках рюкзака), дабы доски принимали излом киля. К досках болты-оси и два колеса от садовой тачки. Момент который мы не учли - одно из колес будет само себя закручивать, а другое откручивать!! Вот его надо контрить еще одной гайкой или шплинтом.
Как использовать - ставим колеса по центру масс, за лямку на носу и пошел. От первого до 7 шлюза (вроде.... или 9) так сплошные катакомбы шлюзовые, так что пришлось идти по дороге км 7 - вполне рабочий способ

jujube
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 24 окт 2015, 11:50
Reputation: 6
Город: спб

Re: 1146км - как это было

Сообщение jujube » 07 май 2023, 08:48

https://vk.com/album337085_234810871 ссылка на альбом с фото. Понимаю что не все есть в вк, но и выделять что то отдельно не хочется
И вообще с фото это отдельная история. Ты ж блин на каяке в море, а телефон довольно ценное и хрупкое устройство, бульк и без шансов. Я нашел какие то чехлы пакеты, но через них качество сильно падает (пакет затерается), есть экш камера - хороша на ближний средний план. В один момент светила нереальная, огромная, красная луна, солнце болталось на горизонте, под рукой болталась только экш камера (в тот момент мы вообще пельмени варили, которые потом в воду уронили и ели с песком в итоге). и что на фото с луной получилось? жалкая бледная точка.
И время найти на фото, это остановиться, достать, расчехлиться..... и это в спокойной воде, хорошей погоде, не ночью. короче другой раз ты просто ничего не фотографируешь и гребешь дальше

Аватара пользователя
Mikle
Сообщения: 1126
Зарегистрирован: 15 апр 2010, 05:32
Reputation: 80
Город: Самара

Re: 1146км - как это было

Сообщение Mikle » 08 сен 2023, 20:09

Не часто здесь появляются рассказы о таких экспедициях! Интересно почитать более полное описание с фото, их лучше выложить прямо сюда, т.к. в соцсети лезть неудобно, да и удобнее читать текст с иллюстрациями! Здесь есть специальный раздел с отчетами про путешествия: https://sea-kayak.ru/reports/, будет интересно увидеть там ваш более подробный отчет.
КБ СамБот - производство судов для спорта, отдыха и туризма

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 18 гостей