
Дрейф в открытой воде, ветер, волны
- Имя пользователя
- Сообщения: 2737
- Зарегистрирован: 12 дек 2011, 07:29
- Reputation: 156
- Город: Сакраменто
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
Надо повторить с надувной уткой в ванной 

A здесь могла бы быть моя самореклама.
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
Понял только одно: В школу ходил даром...
Практически, чтоб от дождя где-то прятатся...

Практически, чтоб от дождя где-то прятатся...

Верещагин!!... Уходи с баркаса!!...
Trident 13
Pamlico 100
Остров
Trident 13
Pamlico 100
Остров
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
Прикольная тема получилась. Не претендую на формулы, но вот по ощущениям ближе и понятнее всего объяснения двух Сергеев. Про "скатывание" с волны и про каяк как коромысло, на разные плечи которого воздействуют разные силы, причем когда нос "в ямке" уже никуда не скатывается, корма продолжает это делать. Тут чувствуется практический подход, т.к. реальные ощущения от нахождения в лодке в этот момент именно такие.
В совокупности два эти объяснения дают представление, почему каяк становится лагом к волне и достаточно точно описывают ощущения.
Еще не забываем про разное сопротивление воды в районе носа и кормы лодки в движении. Собственно, скег, про который тут тоже говорилось, уравнивает эту разницу.
В совокупности два эти объяснения дают представление, почему каяк становится лагом к волне и достаточно точно описывают ощущения.
Еще не забываем про разное сопротивление воды в районе носа и кормы лодки в движении. Собственно, скег, про который тут тоже говорилось, уравнивает эту разницу.
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
Забейте на движения каякера, поймите сначала более простую модель - каяк с манекеном!Legalizer писал(а): не забываем про разное сопротивление воды в районе носа и кормы лодки в движении.
Если неграмотно все делать - то да, а при грамотном подходе сначала думают, а потом интегралы пишут. Вообще поставьте опыт: забейте на слово "интеграл", замените везде его на слово "сумма" - увидите, это будет вызывать гораздо меньшую идиосинкразию !:))) Почему именно сумма - я объяснил постом выше, подумайте еще раз над этим.Имя пользователя писал(а):Браво, это то что я хотел сказать, подкалывая вас с интегралами по кругу. Их можно наворотить много а потом за деревьями не увидеть леса.Сложность - в том чтобы выделить главное и правильно написать физическую модель.
(приятель рассказывал историю: у него был сосед по общаге, который когда-то ранее учился в авиационном училище. Там интегралом называли проволоку, которой доставали упавшую за батарею тряпку. Не любит у нас народ интегралы:)))
Очень хороший пример, который показывает, что если не знать матанализ (анализ бесконечно малых) и неправильно суммировать бесконечные ряды, то можно получить абсурдные результаты! Математика она такая - не позволяет вольностей:)). Попробуйте совершить, казалось бы, безобидный поступок: округлить иррациональное число pi до 3. Применяя затем математические выкладки, вы легко получите все, что угодно, сможете хоть на луну путешествовать без затрат энергии.Имя пользователя писал(а): Кроме того, вспомните интегральную историю, про Ахиллеса, не догоняющего черепаху. Иногда эта система счисления не оптимальна для построения модели.
Замечание правильное. Она работает в большинстве случаев на самом деле, и она важна!Имя пользователя писал(а): Про трохоидальную теорию - с одной стороны, вы пишете это частности, с другой стороны она реально работает в некоторых условиях. Пренебречь или включить, поставив еще один интеграл? Мы не делаем расчет, нам нужен принцип.
Но для людей, которые не хотят (или не могут) в этом разбираться - это частности, для них я предлагаю ограничиться осознанием простых фактов, что есть 2 положения равновесия относительно вращений в горизонтальной плоскости, и одно из них - неустойчивое при условиях на силы SFw и SFa, о которых я писал выше. А какие силы (какие потоки) вызывают вращение - это уже детали. Да, разумеется, если хотим в этом разбираться - то придется разбираться в трохоидальной теории волн. Но можно даже не разбираться, а просто осознать, что разница скоростей Vw - v будет минимальна, если каяк - лагом к волне, далее смотрим на формулу Fw = rho_w * (Vw - v)^2 /2 *dS1n *Kw
и делаем очевидные выводы.
Ваше замечание правильное, и единственный вывод из него: то, что вы посчитали "бесконечно малой величиной" - на самом деле таковой не является! А "мизер" - вовсе не мизер! (См выше очень хороший пример про парадокс с черепахой при неправильном суммировании бесконечно малых!) . Если углубляться в детали, то нужно, действительно, еще посмотреть на влияние силы тяжести, действующей непосредственно на каяк (причем с учетом сопротивления воды!), при этом нужно учесть, что сила тяжести - сама по себе, дает нулевой момент относительно рассматриваемой вертикальной оси вращения!! (см ниже про векторное произведение векторов!), ее влияние - только опосредованное, через возникающие течения воды от возможного дополнительного скольжения каяка относительно воды. Но это - уже детали, касающиеся количественного описания явления.Имя пользователя писал(а): Ваши формулы так же не объясняют поведение каяка на волне.
Fw = rho_w * (Vw - v)^2 /2 *dS1n *Kw, (2)
будет всегда бесконечно малой величиной около ноля. Кроме случаев когда мы наблюдаем выраженный трохоидальный эффект. То есть эта формула не дает ответа почему каяк встает лагом на длиннопериодных волнах на больших глубинах, где латеральный перенос воды мизерный. И что есть "поток воды"?
Раз уж мы стали погружаться в детали, придется признать, что я был не точен, сравнивая формулы для Fw и Fa! Строго говоря, для рассматриваемого равновесия относительно вращений в горизонтальной плоскости нужно сравнивать не сами силы, а их моменты относительно предполагаемой оси вращения, т.е. более правильно -
сравнивать суммарные моменты SMw и SMa, где SMw - сумма (по маленьким элементам площади поверхности каяка dS) моментов сил, действующих со стороны воды dMw, а SMa - - сумма моментов сил, действующих со стороны ветра dMa, которые даются формулами
dMw = rho_w * (Vw - v)^2 /2 *dS1n *Kw *[ n1 x r ],
dMa = rho_a * (Va - v)^2 /2 *dSn *Ka *[ n x r ],
где r - радиус вектор от оси вращения к данному маленькому фрагменту площади поверхности каяка dSn (для ветра) или dS1n (для воды), n1 и n - единичные векторы, нормальные (перпендикулярные) к данным маленьким фрагментам площади поверхности каяка , [ n x r ] - векторное произведение векторов, которое по модулю равно произведению их модулей на синус угла между ними, а по направлению - это вектор, перпендикулярный плоскости, в которой лежат векторы n и r, сумма таких векторов будет определять направление оси вращения.
Про поток - тоже хороший вопрос. Действительно, оперируя с физическими понятиями, нужно знать их определения!
Потоком частиц через площадку S называется величина n *Vn *S, где n - концентрация частиц в потоке, Vn - проекция скорости относительно S на нормаль (перпендикуляр) к S, S - площадь площадки. Для воды удобно рассматривать массовый поток rho_w *Vn * S, для электрического тока - поток заряда (сила тока) e*n*Vn *S и т.д.
Очевидно, что при наличии ненулевой суммы моментов сил M относительно некоторой оси будет вращение относительно этой оси, описываемое формулой I dW/dt = M, где I - момент инерции тела отн. этой оси, W - угловая скорость вращения. Не очевидно совсем другое - почему именно M =/= 0 ? Я вкратце об этом написал выше.Имя пользователя писал(а): То есть при действии двух разнонаправленных сил на противоположные концы протяженного околожесткого незакрепленного объекта не возникает вращения?
Успехов!Имя пользователя писал(а): Да и к тому же, каякеру важно знать, что будет, а не почемуВ воскресенье поеду дифференцировать волны, возможно даже по кругу, если замесит.
А нам бы тут эскимос как следует освоить.. В Самаре бассейны не хотят каякеров брать за разумные деньги, народ ездит аж в Тольятти тренироваться...
Аргументация в стиле "с чем-то надо сравнить, а ничего лучше на ум не приходит" - это новое слово в физике: )))Круглый Филин писал(а):Заменил "наиболее энергетически выгодное положение" на "положение равновесия". Сравнение с колеёй оставил, потому что с чем-то надо сравнить, а ничего лучше на ум не приходит. Ездили на велике по колее? Ну или на авто? Они так и норовят в неё свалиться.
Надо будет взять на вооружение:)). Насчет колеи: теперь представьте, что дно вашей "колеи" плавно и непрерывно превращается в горб и обратно, а стенки "колеи" - в непрерывно двигаются.
Путаница в голове трудящихся масс возникает потому, что они не понимают, какую именно систему и задачу они рассматривают, и не понимают определения основных объектов. В частности, вы написали "положение равновесия", но забыли уточнить - относительно чего данное равновесие ?? Если бы не забыли - то убедились бы, что для каяка на волне и велосипеда в колее - это совершенно разные равновесия!
Про каяк - см. выше, вам нужно осознать, почему именно M =/= 0. Как уже говорилось выше, SdMw (сумма моментов сил со стороны воды) и SdMa (сумма моментов сил со стороны ветра) - не равны нулю и имеют разные знаки.
КБ СамБот - производство судов для спорта, отдыха и туризма
- Круглый Филин
- Сообщения: 121
- Зарегистрирован: 02 ноя 2013, 00:09
- Reputation: 0
- Город: Москва
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
Да, я тоже чувствовал, что с зубочисткой не всё чисто. Она именно укатывалась из-за своей круглой формы. Понятно, что лично зубочистке совершенно невыгодно было тащиться остриём по ветру с почти нулевой парусностью.самое выгодное энергетическое положение для каяка - каякером вниз :). В опыте с зубочистской есть одна неточность, у нее профиль одинаковый по всей длине. Первое что приходит в голову - обслюнявить один конец и повторить вдув :)
Нужно провести натурные испытания в ванне..
Последний раз редактировалось Круглый Филин 09 ноя 2013, 21:38, всего редактировалось 1 раз.
WS Tsunami 145, Смена1 2 штуки(предоставлены производителем, обе расклеились, не рекомендую), Щука1 (хорошая, но не для холодной или открытой воды, нынче разобрал на гермы)
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
Лучше в лодке.Круглый Филин писал(а): Нужно провести натурные испытания в ванне..
- Круглый Филин
- Сообщения: 121
- Зарегистрирован: 02 ноя 2013, 00:09
- Reputation: 0
- Город: Москва
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
Mikle, вы могли бы написать своё ёмкое объяснение/сравнение?Mikle писал(а):Аргументация в стиле "с чем-то надо сравнить, а ничего лучше на ум не приходит" - это новое слово в физике: )))
Надо будет взять на вооружение:)). Насчет колеи: теперь представьте, что дно вашей "колеи" плавно и непрерывно превращается в горб и обратно, а стенки "колеи" - в непрерывно двигаются.
Фразой "с чем-то надо сравнить, а ничего лучше на ум не приходит" я пытаюсь мотивировать кого-либо написать более лучшее объяснение. Учитывая ваши знания в физике, мне кажется, у вас может получиться написать ёмко и в то же время просто.
Mikle, в этом и этом постах я объяснил, чем движущийся каяк отличается от стоячего. То есть мы уже вообще не рассматриваем движущегося каякера.Mikle писал(а):Забейте на движения каякера, поймите сначала более простую модель - каяк с манекеном!
Теперь, чтобы завершить картину, нам нужно простое объяснение, почему стоящий каяк встаёт боком к ветру (помимо влияния волн! можно гипотетически представить, что волн вообще нет). Я уже чувствую, что никакого поворота на ветер у стоящего каяка нет.
Последний раз редактировалось Круглый Филин 10 ноя 2013, 01:52, всего редактировалось 1 раз.
WS Tsunami 145, Смена1 2 штуки(предоставлены производителем, обе расклеились, не рекомендую), Щука1 (хорошая, но не для холодной или открытой воды, нынче разобрал на гермы)
- Евгенич
- Сообщения: 56
- Зарегистрирован: 16 окт 2012, 04:35
- Reputation: 6
- Город: Таганрог
- Контактная информация:
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
Тю! да вот это как раз запросто! - Если без волн (с волнами я здаюсь, эту контрольную мне не написать), то картина следующая: на каяк действует сила ветра, каяк начинает дрейфовать и возникает сила бокового сопротивления подводной части корпуса, направленная против силы ветра. Чтобы понять приведется каяк к ветру или увалится нужно посмотреть где находится центр парусности (ЦП) и центр бокового сопротивления (ЦБС). Если ЦП впереди, каяк увалится, если ЦБС впереди - приведется. Хотите эксперимента - пожалуйста: положите на стол карандаш. Пусть это будет модель нашего каяка. Или даже его киля. Дальше - дотроньтесь до карандаша указательными пальцами, направленными друг к другу. Один из них моделирует силу бокового сопротивления, другой силу ветра. Пусть ветром у нас будет левый палец. Теперь подуем, т.е. надавим левым пальцем на карандаш. Смотрим как поворачивает наш карандаш. Это зависит от выбора мест куда упираются пальцы. Т.е. взаимного положения ЦП и ЦБС.Круглый Филин писал(а):...Теперь, чтобы завершить картину, нам нужно простое объяснение, почему стоящий каяк встаёт боком к ветру (помимо влияния волн! можно гипотетически представить, что волн вообще нет). Я уже чувствую, что никакого поворота на ветер у стоящего каяка нет.
Скорость маневра зависит от расстояния между ЦП и ЦБС. Ну и от величины силы.
Получается, что если мы выдвигаем скег, то увеличиваем силу бокового сопротивления и перемещяем ЦБС немного назад. Если поднимаем перо руля из воды, то смещаем ЦБС вперед. И соответственно меняется и поведение лодки.
И еще возможен вариант уцентрованной лодки, т.е. ЦП находится над ЦБС (мы же помним, что ЦП это надводная часть, а ЦБС - подводная). Такая крутиться не будет, но это вариант скорее лабораторно-академический.
мои лодки - Winner Otium I и байдарочный тримаран
- Круглый Филин
- Сообщения: 121
- Зарегистрирован: 02 ноя 2013, 00:09
- Reputation: 0
- Город: Москва
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
Евгенич, спасибо, классное объяснение! Ещё несколько моментов в голове прояснилось.
Как вам кажется,если у стоящего каяка опущен руль, сможет ли он увалиться на ветер при достаточной силе ветра?
(можно прикинуть для случая с волнами и, гипотетически, без волн)
Как вам кажется,если у стоящего каяка опущен руль, сможет ли он увалиться на ветер при достаточной силе ветра?
(можно прикинуть для случая с волнами и, гипотетически, без волн)
WS Tsunami 145, Смена1 2 штуки(предоставлены производителем, обе расклеились, не рекомендую), Щука1 (хорошая, но не для холодной или открытой воды, нынче разобрал на гермы)
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость