Год назад для организации проката каяков в Новосибирске, я приобрел в easykayak три каяка-двойки Hug и один Expedition.
Каяки, по определенным соображениям, выбирались закрытого типа и соответственно, по двойкам альтернатив у Winner Kayak нет в принципе, а по одиночкам лишь Expedition был в наличии. В общем, мучиться с выбором моделей особо не пришлось, а при выборе марки и поставщика определяющей стала цена, что для проката немаловажно.
После переговоров и оплаты лодки оперативно были доставлены продавцом в транспортную компанию (мне был представлен фото отчет отгрузки и ТН) и уже через неделю были в Новосибирске.
Получение, осмотр и сезон эксплуатации показали плюсы и минусы лодок. Но обо всем по порядку.
Упакованы лодки, для транспортировки, были достаточно хорошо, никаких повреждений при получении я не обнаружил, комплектность соответствовала договоренностям. Единственное, на что обратил внимание - общий вес груза по документам транспортной оказался ниже, чем общий вес каяков по заявленным техническим характеристикам (96 кг в накладной вместо 137 по ТХ). Что это, ошибка во взвешивании или китайская экономия, не знаю, возможности взвесить каяки у меня нет.
Далее был детальный осмотр, установка рулевого управления. Значимых видимых дефектов не обнаружено, возможно, форма корпуса выполнена не идеально, но и придраться особо не к чему. Металлические детали выполнены из нержавейки, переборки внутри из вспененного материала, на люках резиновые крышки (одеваются не слишком плотно, но за счет формы горловины и стоков для воды на палубе герметичность от брызг и волн обеспечивают). Немного удивило, что производители не сочли нужным заострить переднюю кромку рулевой лопасти, сделал это шлифмашинкой. Многих волнует вопрос качества пластика. Сказать что-либо определенное после сезона эксплуатации невозможно, лет 10 нужно подождать. Да, естественно, появились механические царапины, но каких либо признаков старения, растрескивания пластика от воздействия солнца, воды, низких температур при хранении, конечно же, пока нет.
Поскольку Обское море на тот момент уже вскрылось ото льда, можно было приступить к испытаниям на воде. Для лучшего понимания информации читателями расскажу о своем байдарочно-каякерном опыте, так как мои ощущения от этих лодок базируются на нем. Первый опыт был получен в студенчестве на занятиях в секции водного слалома. Применяемые лодки – стеклопластиковые, спортивные каяки и каноэ – легкие (сейчас делают из кевлара, вес около 10 кг, тогда были тяжелее), верткие, используются для прохождения трасс с воротами на горной реке. Параллельно с этим ходили в водные походы на ГДРовских (была такая страна

Посадка. Она удобна, посадочные отверстия достаточно велики; в Expedition по сравнению с Hug влезаешь сложнее, сказывается меньшая высота лодки. Сиденья идентичны. Могу отметить, что это самые удобные сиденья из всего, на чем я греб; не тесно, можно находиться длительное время. От клиентов жалоб на неудобство посадки не было.
Упоры стоп, коленные упоры, рулевое управление. Упоры стоп, штука полезная и нужная, позволяющая наиболее точно подогнать под любого пользователя посадочное место – то есть плотнее, без лишнего «люфта», «одеть» каяк на каякера. Регулировка удобная и быстрая, без нареканий. Коленных упоров, по сути, нет; на некоторые модели, читал, ставят мягкие накладки, здесь просто упираешься коленями в корпус лодки. Поскольку я делаю это не постоянно, а большинство людей гребут, вообще не упираясь коленями, то дискомфорта нет, но попробовать и сравнить каяк с мягкими накладочками было бы интересно. Рулевое управление на каяках использовал впервые. Очень понравилось. Позволяет минимизировать шатание каяка при гребках влево – вправо, то есть увеличить скорость прямолинейного хода при спокойной воде и держать необходимый курс при боковом ветре (волне), не прилагая бОльших усилий с одной стороны, а равномерно работая веслами. Из минусов – при передвижении педалей упоров ног потребуется и перенастройка длины тяг руля, при этом желателен хоть какой-то опыт и понимание процесса регулировки, делать это лучше на берегу. В общем, с одной стороны, в условиях проката этим проще «не заморачиваться», с другой стороны, руль помогает новичкам удерживать нужный курс, что важно, так как техника гребли, у новичка, не на высоте. Для персонального использования, повторюсь, руль - вещь замечательная.
Ходовые качества. Год назад, садясь первый раз в Expedition, испытывал волнение, и даже страх, лед только-только сошел, вода грязная, холодная, куча мусора плавает, по берегам еще снег кое где лежит. Лодка новая, необычная, на такой не греб, и вообще, давно не сидел в жесткой лодке. Как себя поведет каяк? Кильнуться и плавать ну совсем не охота! И денег столько потрачено, не зря ли? В общем, в голове всяких мыслей больше, чем мусора в воде. Но первые гребки за секунды успокоили и расслабили, а следом адреналин волнения вылился в азарт быстрой гребли. Классная штука каяк! И сейчас пишу, и эмоции захватывают вновь, и хочется, чтобы лед растаял быстрее, и снова все это испытать. Каяк порадовал, в первую очередь, скоростью и устойчивостью. Понятно, что морские каяки, имеющие более узкую форму и большую длину еще быстроходнее, но и этот не плох. Если в цифрах, то спокойно можно идти 5-6 км/ч, и до 10 км/ч быстрым темпом. Hug за счет двух гребцов на 1-2 км/ч быстрее. Данные привожу по навигатору, без какого либо груза, только гребцы. Субъективно новички сравнивали скорость с движением на небольшой моторке, оценивая ее на глаз в 15 км/ч. Если говорить про устойчивость субъективно, то за сезон не помню ситуации близкой к оверкилю, если я сам ее не создавал. Катался в сильный ветер, пытался глиссировать на волнах (короткие они у нас, максимум наверно были метра 4-5 между гребешками, что даже для Expedition мало), подставлял лодку боком под волну проходящего катера – стоит. Среди клиентов на Hug, неспециальные перевороты были, процента 2-3 от массы покатавшихся. В основном, это последствия попытки крепких парней скорректировать курс одним мощным гребком, так как по каякам Hug были замечания, что их уводит в сторону. Пытался с этим разобраться. Осмотр дна, на предмет искривлений, ничего критичного не выявлял. Сам я подобные вещи ощущал только при волнении и ветре, но это все и объясняет. Пробовал лодку один, или вдвоем, я на кормовом месте, в штиль увода в сторону не было. Думаю «собака зарыта» исключительно в технике гребли и погодных условиях. Вообще отметил, что чем агрессивнее новичок пытается грести, тем больше у него шансов навернуться. И напротив, садятся в лодку две дамы – «Ой! Ай! Как же мы поплывем! Мы не удержим равновесие!», – всего боятся и начинают очень медленно, но через полчаса глядишь – освоились, и все получается. Эксплуатировались лодки, в основном, в режиме дневного проката на Бердском заливе Обского моря, но были выезды на реки Иня и Коен. Это речки с медленным течением. Коен отличается небольшой шириной, порой до 5 метров, и большим количеством изгибов. Но, несмотря на узость, даже впервые севшие не просто в каяк, а в каяк-двойку несработанные экипажи не без трудностей, конечно, но без оверкилей, проходили этот маршрут. Это лишний раз говорит о хорошей управляемости и устойчивости Hug. Expedition на Коене новичками не использовался, я же чувствовал себя в нем, как рыба в воде – ходил и вниз, и вверх по течению, преодолевая небольшие перекаты. К сожалению, поскольку многодневных походов не осуществлялось, ничего пока не могу сказать о поведении каяков при загрузке, удобстве размещения груза. Надеюсь заполнить этот пробел использования в новом сезоне.
Хотел еще написать про весла и юбки, идущие в комплекте. Все просто, без изысков, но функционально. Юбки сшиты не плохо, ничего не распушилось, не оторвалось. Весло с небольшим разворотом лопастей, не тяжелое. Минусом весла является невозможность замены, выполненной из термоусадочной трубки, оплетки для рук. Уже после первого сезона, почти на всех веслах, она повредилась (стуканье о шляпку болта на корпусе Hug при неправильной гребле) и, зачастую, стала натирать мозоли на руках. Выход пока вижу только в обмотке изолентой поверх трубки.
В заключении могу сказать, что о выборе этих каяков не пожалел, ожидания от лодок оправдались. Будет финансовая возможность, прикуплю других моделей, и скорее всего, этой же марки, так как не вижу пока смысла переплачивать, ведь все необходимое в этих лодках есть.
Спасибо за внимание! Всем удачи и приятного общения с природой!