Bob писал(а):Ясно.
а какая форма лучше всего для скорости, а какая для устойчивости?
Я прав если V образная быстрее чем U образная? А U образаная устойчивее?
1) (см., например, книгу Д. Норвуд, "Быстроходные парусные суда"), крейсерская скорость хорошего каяка определяется, в основном, волновым сопротивлением (потерями энергии на создаваемую судном волну), которое, в свою очередь, определяется
относительным удиннением. В грубом приближении, последнее пропорционально отношению длины КВЛ к ширине каяка на миделе.
2) в меньшей степени, чем относительным удлинением, волновое сопротивление также определяется и массой судна с грузом, а значит, и массой самого каяка.
3) имеет значение также рокер: больше рокер - больше маневренность, но меньше скорость.
4) скорость каяка и любого другого судна - определяется степенью ламинарности потока жидкости, обтекающей его днище. По этой причине - любые ребра - снижают скорость, т.к. на них происходит срыв потока. Поэтому U - образная форма - быстрее V - образной. Что касается остойчивости - это уже зависит от конкретной формы, есть глубокое V - низкая начальная остойчивость, высокая вторичная, есть мелкое V. U - тоже может быть разным - от почти плоского днища (максимальная начальная остойчивость, но при этом максимальная бортовая качка), до формы, приближающейся к полусфере (последняя даст максимальную скорость, но минимальную начальную остойчивость).
5) мягкое днище играет - тратится энергия на колебания - скорость снижается. Шероховатость поверхности - тоже может снижать скорость, если характерные размеры шероховатостей оказываются больше или сравнимы с толщиной пограничного слоя жидкости вблизи поверхности днища (здесь была тема, в которой я приводил соответствующие оценки и ссылки на литературу, позже попробую ее раскопать). По этой причине, композитные каяки - быстрее полиэтиленовых
идентичных обводов. Оценки дают до 0.5 км в час за счет шероховатости. Если учесть еще меньший вес и более жесткий корпус - думаю до 1 км в час разницы может дойти - разумеется, при прочих идентичных обводах, идентичных гребцах и условиях на воде.
6) все, что сказано выше про волновое сопротивление - относилось к случаю гладкой воды. Для каяка на волнах все конечно будет сложнее, скорость будет определяться не только волновым сопротивлением, но и соотношением длины и амплитуды ветровой волны и характерных размеров корпуса каяка, а также формой его носа.
==============
Для грубых оценок можете считать, что крейсерская скорость по гладкой воде будет пропорциональна квадратному корню из относительного удлинения