К ВОПРОСУ О КУРСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И МАНЕВРЕННОСТИ КОРТИКА
Будучи обладателем каркасно-надувного каяка Вектор, я задумался в своё время о приобретении пластикового экспедиционного каяка. По ряду причин я рассматривал только разборные версии. Выбор пал на отечественного производителя Тольмарин с его разборной модификацией композитного каяка Кортик.
Разглядывая профиль каяка Кортик, я отмечал для себя, что мне зрительно не хватает выраженного киля в кормовой части. И у этого конструкторского решения, как выяснилось позже, есть вполне определенные последствия.
- kr_vs_vk.jpg (61.33 КБ) 3252 просмотра
Итак, Кортик приобретен, и вот уже произведён пробный выход на воду пока с поднятым рулем. Первое впечатление от Кортика после Вектора –- это его совершенно неожиданная для меня вертлявость. Мне показалась, что Кортик вообще не держит курс. И это, несмотря на то, что Кортик длиннее Вектора на 35 см! Приходилось прилагать постоянные усилия для удержания Кортика на курсе. Кортик без скега и руля –- это стрела, стрела без оперенья. После набора скорости, если бросить весло, вас может развернуть влево, а может вправо -– куда угодно. При этом Кортик, как следствие, обладает выдающейся маневренностью (опять же после Вектора). Ну это-то в общем и понятно: любая лодка -– это компромисс между курсовой устойчивостью и маневренностью. Однако же Кортик позиционируется, как экспедиционник. И поэтому, совершенно очевидно, что для него ползунок на шкале «маневренность -- устойчивость на курсе» должен быть сдвинут сильно ближе к правому краю, чего я не обнаружил.
Но в арсенале Кортика имеется руль. Надо заметить, что и у Вектора в комплектации имеется руль. Но я им предпочитал не пользоваться. Для маневрирования я использую управляющие гребки и откренивания. Бывают, конечно, ситуации, когда хотелось бы внести константные корректировки в движение с помощью руля (случаи выраженного встречно-бокового или попутно-бокового ветра). Но, если ветер не сильный, такого рода корректировки вполне можно делать, просто смещая влево-вправо пятую точку относительно продольной оси каяка, и создавая тем самым небольшой компенсирующий крен.
Но и на Кортике использование руля мне тоже не понравилось. И вовсе не потому, что он как-то плохо там реализован (напротив, сам педальный узел у него достаточно удобен и комфортен для ног). Я, наверное, просто состою в лагере противников использования руля на каяке. Мне не нравится фиксировать подолгу ноги во время рулёжки в строго определенном положении. Мне не нравится, что руль -– это все-таки достаточно чувствительная система и часто приходится заниматься каким-то утомительным управляющим микроменеджементом во время гребли. А кроме того, в нейтральном положении руль не очень-то успешно справлялся в моём случае со стабилизацией движения каяка по прямой. Может быть не хватало натяжения управляющих тросов. Кто-то может сказать, что я «не умею его готовить». Очень может быть. Но, так или иначе, я на Векторе никогда не использовал руль. И в Кортике мне тоже его совершенно не захотелось использовать. Да и в голосовалке на здешнем форуме по части предпочтительности использования руля или скега любители руля оказались в меньшинстве. Так как же мне научить Кортик двигаться по прямой?
Без руля лодка не держит курс. Руль использовать я не хочу. Что же делать? Для себя я нашёл очень простое и эффективное решение. Я зафиксировал положение руля Кортика двумя съемными трубчатыми перекладинами.
- DSCF6548.JPG (208.38 КБ) 3252 просмотра
Теперь мой руль стал выполнять функции скега. При этом такого скега, который не забивается песком и камнями, и который не занимает драгоценное место в кормовой секции. Да, такой «скег» хуже настоящего скега работает на большой волне. Но у нас на Волге большие волны -– это редкость. И за большими волнами я в любом случае предпочитаю наблюдать на бережке.
Ну а если сильно-пресильно захочется использовать руль по его прямому назначению, то свинтив пару барашков на месте крепления перекладин, я возвращаю рулю его исходную функциональность.
Недавно (уже этим летом) я опробовал использование Кортика в таком новом для меня режиме с фиксированным положением руля.
- DSCF4637_l.jpg (161.21 КБ) 3252 просмотра
Могу по итогу сказать, что сейчас меня всё вполне устраивает. Теперь Кортик прекрасно держит курс в нижнем положении руля в крейсерском режиме движения. А в верхнем положении я получаю прекрасно маневрирующую лодку, что бывает кстати в зарослях Костромского водохранилища или в прибрежной полосе. То, что раньше я с досадой называл вертлявостью Кортика, я теперь с удовлетворением называю сверхманевренностью.
В общем, народы, кто захотел приобрести Кортик -– имейте ввиду, что руль или скег для Кортика -– это не опция, а самая что ни на есть необходимая часть комплектации, если вы его запланировали эксплуатировать в родном для него режиме экспедиционника. Наверное, нормальный скег, которым с недавних пор Кортик комплектуется по желанию заказчика, лучше выполняет функции, которые я возложил на зафиксированный руль. Но у такого выбора тоже есть своя цена -– приготовьтесь иногда ковыряться с заклиненным песком и галькой скегом в самый неподходящий момент, и проститесь с парой литров пространства в кормовом отсеке.