Кортик

Обсуждение моделей морских и озерных каяков, байдарок, каноэ и аналогичных плавсредств. Опыт эксплуатации морских каяков. Сравнение моделей каяков. Выбор морского каяка.
Аватара пользователя
Андрей_Наматрасе
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 16 июл 2018, 03:02
Reputation: 3
Город: Подольск МО

Re: Кортик

Сообщение Андрей_Наматрасе » 20 июн 2020, 06:04

... каким образом найти качественный полиэфирный гелькоут, возможно ли подобрать цвет, ?
Очень интересные вопросы. Наверняка они заинтересуют многих. Но не в теме про Кортик, который, как утверждает Денис Михалыч, имеет отношение не к полиэфиру, а к эпоксидке.

Денис Михалыч
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 15 мар 2018, 19:06
Reputation: 0
Город: Bikal_East Siberia

Re: Кортик

Сообщение Денис Михалыч » 21 июн 2020, 14:28

Это не я утверждаю, это информация от производителя конкретно моего кортика.
Кортик

Аватара пользователя
Sophist
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 06:17
Reputation: 48
Город: Кострома

Re: Кортик

Сообщение Sophist » 29 июл 2020, 19:05

К ВОПРОСУ О КУРСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И МАНЕВРЕННОСТИ КОРТИКА

Будучи обладателем каркасно-надувного каяка Вектор, я задумался в своё время о приобретении пластикового экспедиционного каяка. По ряду причин я рассматривал только разборные версии. Выбор пал на отечественного производителя Тольмарин с его разборной модификацией композитного каяка Кортик.

Разглядывая профиль каяка Кортик, я отмечал для себя, что мне зрительно не хватает выраженного киля в кормовой части. И у этого конструкторского решения, как выяснилось позже, есть вполне определенные последствия.
kr_vs_vk.jpg
kr_vs_vk.jpg (61.33 КБ) 3073 просмотра
Итак, Кортик приобретен, и вот уже произведён пробный выход на воду пока с поднятым рулем. Первое впечатление от Кортика после Вектора –- это его совершенно неожиданная для меня вертлявость. Мне показалась, что Кортик вообще не держит курс. И это, несмотря на то, что Кортик длиннее Вектора на 35 см! Приходилось прилагать постоянные усилия для удержания Кортика на курсе. Кортик без скега и руля –- это стрела, стрела без оперенья. После набора скорости, если бросить весло, вас может развернуть влево, а может вправо -– куда угодно. При этом Кортик, как следствие, обладает выдающейся маневренностью (опять же после Вектора). Ну это-то в общем и понятно: любая лодка -– это компромисс между курсовой устойчивостью и маневренностью. Однако же Кортик позиционируется, как экспедиционник. И поэтому, совершенно очевидно, что для него ползунок на шкале «маневренность -- устойчивость на курсе» должен быть сдвинут сильно ближе к правому краю, чего я не обнаружил.

Но в арсенале Кортика имеется руль. Надо заметить, что и у Вектора в комплектации имеется руль. Но я им предпочитал не пользоваться. Для маневрирования я использую управляющие гребки и откренивания. Бывают, конечно, ситуации, когда хотелось бы внести константные корректировки в движение с помощью руля (случаи выраженного встречно-бокового или попутно-бокового ветра). Но, если ветер не сильный, такого рода корректировки вполне можно делать, просто смещая влево-вправо пятую точку относительно продольной оси каяка, и создавая тем самым небольшой компенсирующий крен.

Но и на Кортике использование руля мне тоже не понравилось. И вовсе не потому, что он как-то плохо там реализован (напротив, сам педальный узел у него достаточно удобен и комфортен для ног). Я, наверное, просто состою в лагере противников использования руля на каяке. Мне не нравится фиксировать подолгу ноги во время рулёжки в строго определенном положении. Мне не нравится, что руль -– это все-таки достаточно чувствительная система и часто приходится заниматься каким-то утомительным управляющим микроменеджементом во время гребли. А кроме того, в нейтральном положении руль не очень-то успешно справлялся в моём случае со стабилизацией движения каяка по прямой. Может быть не хватало натяжения управляющих тросов. Кто-то может сказать, что я «не умею его готовить». Очень может быть. Но, так или иначе, я на Векторе никогда не использовал руль. И в Кортике мне тоже его совершенно не захотелось использовать. Да и в голосовалке на здешнем форуме по части предпочтительности использования руля или скега любители руля оказались в меньшинстве. Так как же мне научить Кортик двигаться по прямой?

Без руля лодка не держит курс. Руль использовать я не хочу. Что же делать? Для себя я нашёл очень простое и эффективное решение. Я зафиксировал положение руля Кортика двумя съемными трубчатыми перекладинами.
DSCF6548.JPG
DSCF6548.JPG (208.38 КБ) 3073 просмотра
Теперь мой руль стал выполнять функции скега. При этом такого скега, который не забивается песком и камнями, и который не занимает драгоценное место в кормовой секции. Да, такой «скег» хуже настоящего скега работает на большой волне. Но у нас на Волге большие волны -– это редкость. И за большими волнами я в любом случае предпочитаю наблюдать на бережке.

Ну а если сильно-пресильно захочется использовать руль по его прямому назначению, то свинтив пару барашков на месте крепления перекладин, я возвращаю рулю его исходную функциональность.

Недавно (уже этим летом) я опробовал использование Кортика в таком новом для меня режиме с фиксированным положением руля.
DSCF4637_l.jpg
DSCF4637_l.jpg (161.21 КБ) 3073 просмотра
Могу по итогу сказать, что сейчас меня всё вполне устраивает. Теперь Кортик прекрасно держит курс в нижнем положении руля в крейсерском режиме движения. А в верхнем положении я получаю прекрасно маневрирующую лодку, что бывает кстати в зарослях Костромского водохранилища или в прибрежной полосе. То, что раньше я с досадой называл вертлявостью Кортика, я теперь с удовлетворением называю сверхманевренностью.

В общем, народы, кто захотел приобрести Кортик -– имейте ввиду, что руль или скег для Кортика -– это не опция, а самая что ни на есть необходимая часть комплектации, если вы его запланировали эксплуатировать в родном для него режиме экспедиционника. Наверное, нормальный скег, которым с недавних пор Кортик комплектуется по желанию заказчика, лучше выполняет функции, которые я возложил на зафиксированный руль. Но у такого выбора тоже есть своя цена -– приготовьтесь иногда ковыряться с заклиненным песком и галькой скегом в самый неподходящий момент, и проститесь с парой литров пространства в кормовом отсеке.
Ладога 2, Вектор, Кортик.

Аватара пользователя
Mikle
Сообщения: 1126
Зарегистрирован: 15 апр 2010, 05:32
Reputation: 80
Город: Самара

Re: Кортик

Сообщение Mikle » 30 июл 2020, 03:01

А кроме того, в нейтральном положении руль не очень-то успешно справлялся в моём случае со стабилизацией движения каяка по прямой. Может быть не хватало натяжения управляющих тросов. Кто-то может сказать, что я «не умею его готовить». Очень может быть. Но, так или иначе, я на Векторе никогда не использовал руль. И в Кортике мне тоже его совершенно не захотелось использовать. Да и в голосовалке на здешнем форуме по части предпочтительности использования руля или скега любители руля оказались в меньшинстве.
Совершенно верно! Тросы должны быть натянуты как струна - в этом случае в нейтрали у вас каяк будет хорошо держать курс, и в тоже время - хорошо отзываться на движения рулевой планки. В морских походах и в гонках нами неоднократно проверено, что такое решение хорошо работает. Кстати, в условиях сильного встречно -бокового ветра (что было на море достаточно часто) руль (на точно таком же разборном Кортике) оказывался очень эффективен, и, на основании сравнения с ходом близкого по характеристикам каяка, но без руля - эффективнее скега (владелец каяка со скегом после похода поставил на него руль).

Что касается давнего спора скег vs руль - то, например, в нашем прокате в Самаре - публика всегда предпочитает каяки с рулем. Но о вкусах конечно не спорят.

PS: на разборных Кортиках шнуры натягиваются талрепами. Сначала развинтить полностью талрепы, натянуть предварительно руками, затем уже затянуть талрепами + выставить в нейтраль. На неразборных - натяжение при помощи щелевых стопоров.
КБ СамБот - производство судов для спорта, отдыха и туризма

Аватара пользователя
HEKOT
Сообщения: 2851
Зарегистрирован: 19 апр 2016, 19:28
Reputation: 308

Re: Кортик

Сообщение HEKOT » 30 июл 2020, 10:06

Я, наверное, просто состою в лагере противников использования руля на каяке.
Тут есть тема для курения: Оборудование и обслуживание морского каяка / Скег и руль

На самом деле состоять в лагере сторонников или противников не надо. Надо просто употреблять вещи в соответствии с их предназначением. Если не ошибаюсь, у Кортика руль есть в коплекте всегда. А то вод купил я машину, а на двух колёсах она едет плохо. Мотоцикл -- легко. Видимо, машина какая-то не такая...

Сам я пробовал Кортик в первый год моего каячного опыта. Мне не показалось, что он какой-то особо вертлявый. Но Петровский и Жигулёвскую гонки шёл с рулём. Просто потому что хватало других проблем, кроме руления. :)
КОТ или НЕКОТ? Вот, в чём вопрос!
Shearwater 17 "Mephisto"
Shearwater 17 "Victory"
Shearwater 17 готовность 29%
Stellar SEL "InterStellar"
Carbonology Atom "Aurora"

Аватара пользователя
Sophist
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 06:17
Reputation: 48
Город: Кострома

Re: Кортик

Сообщение Sophist » 30 июл 2020, 16:42

На самом деле состоять в лагере сторонников или противников не надо. Надо просто употреблять вещи в соответствии с их предназначением.
На форуме есть достаточно опытные в каякинге люди (например, ‘Имя пользователя’), которые вообще не желают использовать руль именно по его прямому назначению, поскольку обводы их лодки и правильная техника гребли позволяют обходится без него. Речь об этом.
Если не ошибаюсь, у Кортика руль есть в коплекте всегда.
Руль в прайсе Тольмарина прописан отдельной строкой (стандартный китайский и, подороже, -– собственной разработки). Т.е. можно его заказать, а можно не заказать.
Сам я пробовал Кортик в первый год моего каячного опыта. Мне не показалось, что он какой-то особо вертлявый.
Я не особо жалую в оценочных суждениях безотносительные высказывания. В данном случае я делал сравнение Кортика с Вектором по вполне определенному параметру. С поднятым рулем Кортик держит курс хуже, чем Вектор (опять же без руля). Такова моя оценка по опыту использования этих двух каяков.
Последний раз редактировалось Sophist 30 июл 2020, 17:25, всего редактировалось 1 раз.
Ладога 2, Вектор, Кортик.

Аватара пользователя
Sophist
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 06:17
Reputation: 48
Город: Кострома

Re: Кортик

Сообщение Sophist » 30 июл 2020, 17:18

Mikle писал(а):
30 июл 2020, 03:01
PS: на разборных Кортиках шнуры натягиваются талрепами. Сначала развинтить полностью талрепы, натянуть предварительно руками, затем уже затянуть талрепами + выставить в нейтраль. На неразборных - натяжение при помощи щелевых стопоров.
Даже, если тросы натянуты как струна, руль все равно немного гуляет при смене курса. Это, конечно, стабилизирует курс, но не настолько хорошо, как зафиксированный намертво руль. И у натянутых тросов есть внешняя часть, которая намокает в процессе гребли. Намокшие тросы немного удлиняются и их снова нужно подтягивать.

Ну хорошо, натянули мы как следует управляющие тяги. Это означает, что я постоянно должен держать ноги в определенном положении. А я ими люблю подвигать, чтобы они не затекали. Чуть зазевался, ослабил контроль за ногами -– и вот тебя уже куда-то заносит не туда случайно отклоненным рулём. У спортсменов-байдарочников во время гребли ноги движутся всегда на прямом курсе. Моя техника гребли далека от совершенства, но я тоже люблю двигать ногами, в противном случае в ногах возникают застойные явления. И эти движения мешают держать курс при задействованном руле (мой педальный узел имеет перекладину). Я не говорю, что руль на каяке -– это плохо и неудобно. Кого-то он устраивает на все сто. Я говорю, что лично мне использование руля на каяке не подходит.

У меня были определенные проблемы с использованием Кортика. Я их решил и сейчас пользуюсь каяком с большим для себя удовольствием. Я не говорю, что так как я поступил с рулем Кортика, должны поступать все. Но, если кто-то из обладателей Кортика считает, что он испытывает проблемы, аналогичные моим, то для них может быть полезен мой опыт. Больше я ни что не претендую.
Ладога 2, Вектор, Кортик.

Аватара пользователя
Godi
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 18:02
Reputation: 3
Город: Новгород

Re: Кортик

Сообщение Godi » 30 июл 2020, 17:30

>>А я ими люблю подвигать, чтобы они не затекали. Чуть зазевался, ослабил контроль за ногами -– и вот тебя уже куда-то заносит не туда случайно отклоненным рулём.
Это архаичная система рулевого управления. В более современных вариантах упоры совмещены с педалями - в итоге есть постоянный упор, а рулёжка фактически превращается в подруливание при необходимости. Что гораздо удобнее :). Я менял на своём Цунами прежнюю систему на новую :) - результат приблизился к идеальному.

Аватара пользователя
Sophist
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 06:17
Reputation: 48
Город: Кострома

Re: Кортик

Сообщение Sophist » 30 июл 2020, 17:44

Godi писал(а):
30 июл 2020, 17:30
>>А я ими люблю подвигать, чтобы они не затекали. Чуть зазевался, ослабил контроль за ногами -– и вот тебя уже куда-то заносит не туда случайно отклоненным рулём.
Это архаичная система рулевого управления. В более современных вариантах упоры совмещены с педалями - в итоге есть постоянный упор, а рулёжка фактически превращается в подруливание при необходимости. Что гораздо удобнее :). Я менял на своём Цунами прежнюю систему на новую :) - результат приблизился к идеальному.
В том педальном узле, который я заказал в комплекте с Кортиком (собственная разработка Тольмарина), упоры тоже совмещены с управляющим узлом. Нижняя часть -– упоры, верхняя часть -– управляющая перекладина. Но, поскольку упоры и управляющая перекладина находятся в одной плоскости, получается, что руль всегда находится под контролем практически при любом положении ног, поэтому за ногами нужно следить постоянно.
Ладога 2, Вектор, Кортик.

Аватара пользователя
HEKOT
Сообщения: 2851
Зарегистрирован: 19 апр 2016, 19:28
Reputation: 308

Re: Кортик

Сообщение HEKOT » 30 июл 2020, 17:54

Sophist писал(а):
30 июл 2020, 16:42
На форуме есть достаточно опытные в каякинге люди (например, ‘Имя пользователя’), которые вообще не желают использовать руль именно по его прямому назначению, поскольку обводы их лодки и правильная техника гребли позволяют обходится без него. Речь об этом.
У ‘Имя пользователя’, вроде, скег есть?
Как-то шёл я на Ширвотере без руля и скега с волной и ветром слева-сзади. Там не то, что правильная техника. Там приходилось тупо грести с одной стороны. И всё равно, разворачивало очень сильно. В итоге шёл галсами. Но даже на попутной волне было очень тяжело удержаться прямо.
Руль в прайсе Тольмарина прописан отдельной строкой (стандартный китайский и, подороже, -– собственной разработки). Т.е. можно его заказать, а можно не заказать.
Значит, ошибаюсь. Видимо, это для того, чтобы выбрать скег или руль.
Я не особо жалую в оценочных суждениях безотносительные высказывания. В данном случае я делал сравнение Кортика с Вектором по вполне определенному параметру. С поднятым рулем Кортик держит курс хуже, чем Вектор (опять же без руля). Такова моя оценка по опыту использования этих двух каяков.
Я с Ширвотером сравнивал. Не могу сказать, хуже Кортик или лучше (сутки в самолёте и ночь в поезде перед марафоном любой прицел собьют). Думаю, хуже. Ну просто потому что у Ширвотера V-образное днище. Но и "вертлявым" я Кортик назвать не могу.
КОТ или НЕКОТ? Вот, в чём вопрос!
Shearwater 17 "Mephisto"
Shearwater 17 "Victory"
Shearwater 17 готовность 29%
Stellar SEL "InterStellar"
Carbonology Atom "Aurora"

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей