Сразу отмечу, что мое мнение по выбору каяка крайне субъективно и основано лишь ограниченном собственном опыте. Т.е. вокруг пока нет тусовки из сотни морских каякеров, чтобы можно было на их примере делать выводы о оптимальном плавсредстве для нашей акватории.
Кратко по пунктам.
1) Морской каяк — достаточно остойчивая посудина и не требует каких-либо сверхнавыков для эксплуатации. Буквально сел и погреб. Производитель позиционирует отдельные каяки как для более опытных гребцов или как для начинающих, но лично я какой-либо космической разницы между ними не обнаружил.
2) Я принципиальный сторонник жестких пластиковых (чаще из ПВД (полиэтилен высокого давления)) каяков для эксплуатации на море. Безусловно, есть многочисленные примеры успешного использования КНБ (каркасно-надувная байдарка), деревянных и даже надувных посудин. Но каждой вещи свое назначение. Каркасный разборный каяк — если отправились в путешествие, куда доставка неразборного судна невозможна. Фанерный каяк — если вы решили построить лодку своими руками. Надувной — если вы планируете на нем еще и сплав по рекам (но грести по морю на таком очень тяжело).
3) По типам. Классический каяк или каяк сит-он-топ? Преимущества сит-он-топа — максимальная безопасность. Даже перевернувшись, заползти назад не сложнее, чем на серфинговую доску. Некоторые модели обладают хорошей грузоподъемностью и ходкостью. С сит-он-топа легче фотографировать или рыбачить с воды. Он удобнее для посадки—высадки. Недостатки сит-он-топа, относительно классического каяка — большая парусность (гребец сидит целиком над водой), труднее грести и ниже скорость, поскольку корпус обычно широкий. Пожалуй, еще задние ноги гребца то мерзнут, то изжариваются на солнце. Соответственно, все остальные достоинства и недостатки можно отнести к классическому «юбочному» каяку.
4) Минимум снаряжения — каяк, весло, юбка (для юбочного каяка). Также желательно (но не обязательно) иметь специальные штаны и легкую непромокаемую куртку. Летом удобна гидромайка — как средство от солнечных ожогов. Принципиальной необходимости покупать сразу много дорогой одежды нет.
5) Возможность использования одновременно на море и на реке... Смотря какая река. Если это заход в устье Суйфуна, нижнее течение Уссури, озера и болота — то тут никаких противопоказаний для морского каяка нет. Особенно хорош каяк на болотах, где узкий скользкий корпус позволяет продираться сквозь заросли травы и даже по мокрым заливным лугам, там, где не пройдет ни одно другое плавсредство. А вот использовать морской каяк на горных реках (коих в Приморье большинство) я бы не стал. Маневренность абсолютно никакая, чтобы были шансы не оказаться под первым же заломом. И истирание о камни мелководья пластик не очень любит.
6) Купить проще всего через интернет. Хотя во Владивостоке, например, компания Истмарин не отказывала доставить любой каяк со Штатов. Цена вопроса, полагаю, сейчас к началу сезона топчется в районе 50 тысяч рублей. Зимой не в сезон я брал за 40 тысяч сам каяк + отдельно стоили весло и юбка. Доставка до Владивостока по ЖД стоит недорого. Но цены постоянно меняются, поэтому тут лучше самостоятельно изучить вопрос и выяснить где дешевле.
Бегло ответил, что непонятно, лучше уточнить наводящими вопросами.