Лучше поздно, чем никогда, или "Аделаида-2012"

Обсуждение моделей морских и озерных каяков, байдарок, каноэ и аналогичных плавсредств. Опыт эксплуатации морских каяков. Сравнение моделей каяков. Выбор морского каяка.
Аватара пользователя
Operator
Сообщения: 299
Зарегистрирован: 15 июл 2011, 18:30
Reputation: 12
Город: Москва

Re: Лучше поздно, чем никогда, или "Аделаида-2012"

Сообщение Operator » 28 май 2014, 21:15

Для Михаила по теме марафона:
Storm Kayak - R17; Jackson - Rock Star comp 2014; Seabird Sport 600

Аватара пользователя
Shoorick
Грозный модератор
Сообщения: 4658
Зарегистрирован: 31 авг 2010, 06:25
Reputation: 71
Город: Минск
Контактная информация:

Re: Лучше поздно, чем никогда, или "Аделаида-2012"

Сообщение Shoorick » 29 май 2014, 07:18

Mikle писал(а):Вот ссылка для скачивания.
Также разместил трек на вот этом сайте - там есть шкала скорости, но очень неудобная и грубая для наших скоростей (видимо рассчитана для авто). Средняя скорость против течения в тот раз - 6.1 км в час. Через 11 дней шли уже у другого берега уже со средней 6.5 против течения (реально даже чуть больше, т.к. в осреднение попала остановка минут на 7) - вот ссылка на соотв. трек
Оценка скорости вполне корректная, совпадает с результатами OziExplorer.

Профиль скорость/время первого трека:
2014-05-11_track_profile.png
2014-05-11_track_profile.png (6.24 КБ) 3743 просмотра
Движение против течения вдоль левого берега - около 6 км/ч. Иногда повышается до 7, с пиками до 9-10.
Движение поперек реки за островом - около 8 км/ч.
Движение по течению ближе к фарватеру - около 11 км/ч. При выходе из тени острова на фарватер поднималась с 8 до 11, при приближении к берегу в конце маршрута упала с 11 до 9.

Профиль скорость/время второго трека:
2014-05-22_track_profile.png
2014-05-22_track_profile.png (7.45 КБ) 3743 просмотра
Траверс поперек реки - около 7.5 км/ч.
Движение против течения вдоль правого берега - около 7 км/ч, иногда повышается до 8-9.
Траверс поперек реки - около 5.5 км/ч.
Движение по течению по протокам - около 8.5 км/ч.
Движение против течения по протоке - около 7 км/ч.
Движение по течению ближе к фарватеру - около 12 км/ч.

Выводы. Тут река с течением, оценить собственную скорость лодки на ровной воде нельзя. (Я уж не говорю про море). Однако можно ее прикинуть по движению "за островом". Получается около 8 км/ч.

Можете сопоставить с другими двойками, у кого они имеются.

В таком случае скорость течения на фарватере - до 3-4 км/ч, под берегом около 1-2 км/ч. В протоках 0.5-1 км/ч.

Замечания Mikle про скорость лодки, которая движется против течения, могли бы ввести в заблуждение (и меня ввели). Так как кажется, что лодка выходит на самую середину реки и там преодолевает течение. Однако вверх против течения подымались под берегом (что разумно), где течение меньше, иногда вовсе отсутствует, а в некоторых местах (в уловах) может быть и обратным. Мне кажется, именно этим и обусловлен рваный ритм движения вверх по реке (в отличие от движения вниз), а также внезапные ускорения в некоторых местах. Опять же, понятно, почему под левым берегом (восточным, в первом походе) двигались чуть медленнее, чем под правым (западным, во втором походе). Река там медленно поворачивает направо, подмывает левый берег, там больше глубины и скорость.
Белое, Карское, Охотское, Японское, Тихий, Байкал, Адриатика, Черное

Аватара пользователя
Mikle
Сообщения: 1128
Зарегистрирован: 15 апр 2010, 05:32
Reputation: 80
Город: Самара

Re: Лучше поздно, чем никогда, или "Аделаида-2012"

Сообщение Mikle » 29 май 2014, 09:48

В целом по трекам все верно, несколько замечаний:

а) неравномерность темпа на 1 треке связана с тем, что жена не гребла 2 года, приходилось обучать на ходу,
б) уловов в наших окрестностях (там, где мы проходили) - нет,
в) по траверсу русла на 2 треке и по протокам, где практически нет течения (только на последней протоке в конце есть) видно, что наша крейсерская скорость относительно воды примерно была равна 8.5 км в час. Это на груженой (хотя и не сильно) лодке и с девушкой, которая гребет не очень хорошо. Для 2 мужчин и на пустой лодке - я думаю по гладкой воде достижима крейсерская (в долговременном режиме, т.е. 2-4 часа) в 10.5 км в час относительно воды. Разумеется, при условии хорошего согласования их усилий, с хорошими веслами и по гладкой воде.

P.S:
Каким средством построены треки по скорости и насколько это просто? можно ссылку на программу?
КБ СамБот - производство судов для спорта, отдыха и туризма

Аватара пользователя
Shoorick
Грозный модератор
Сообщения: 4658
Зарегистрирован: 31 авг 2010, 06:25
Reputation: 71
Город: Минск
Контактная информация:

Re: Лучше поздно, чем никогда, или "Аделаида-2012"

Сообщение Shoorick » 29 май 2014, 21:23

Mikle писал(а):а) неравномерность темпа на 1 треке связана с тем, что жена не гребла 2 года, приходилось обучать на ходу,
б) уловов в наших окрестностях (там, где мы проходили) - нет
Вам виднее, но...
Улова не всегда видны. Иногда вода кажется почти стоячей, а бросишь палку - и ее сносит.
Иначе сложно объяснить ускорения до 9-10 км/ч при крейсерской 8-8.5.
Посмотрел, где по местности приходятся моменты ускорений: 1 и 2 пики за пирсами в городе, 3 за небольшим мыском (на генштабе там пионерлагерь), 4 опять же в тени пирса (на старой карте там санаторий Волга). Так что всё сходится:)
наша крейсерская скорость относительно воды примерно была равна 8.5 км в час
Вполне может быть. Всё это в пределах погрешностей измерения и разных сил разных экипажей.
я думаю по гладкой воде достижима крейсерская (в долговременном режиме, т.е. 2-4 часа) в 10.5 км в час относительно воды
Чтобы это оценить, нужны уже треки по озеру.
Каким средством построены треки по скорости и насколько это просто? можно ссылку на программу?
Ozi Explorer.
Еще видел в Garmin BaseCamp, но не пользовался.
Рисуется просто, кнопкой из меню. Потом можно ходить по графику и видеть эту точку на карте.

p.s. Вот наш профиль на туристической "Свири" от Тритона, экипаж М+М в режиме марафона, скорость течения до 1 км/ч, есть повороты:
http://poehali.net/attach/naliboki2010_ ... mments.gif
Белое, Карское, Охотское, Японское, Тихий, Байкал, Адриатика, Черное

Аватара пользователя
Mikle
Сообщения: 1128
Зарегистрирован: 15 апр 2010, 05:32
Reputation: 80
Город: Самара

Re: Лучше поздно, чем никогда, или "Аделаида-2012"

Сообщение Mikle » 01 июн 2014, 20:00

Shoorick писал(а): p.s. Вот наш профиль на туристической "Свири" от Тритона, экипаж М+М в режиме марафона, скорость течения до 1 км/ч, есть повороты:
http://poehali.net/attach/naliboki2010_ ... mments.gif
Для "Свири", которая по характеристикам близка к Тайменю (длина 5м, длина по КВЛ меньше, ширина 0.82м) - скорости конечно запредельные. Ясно, что вы сильные гребцы, но думаю, что Вы также несколько недооценили течение. Чтобы проверить - нужно походить против течения там же.
Shoorick писал(а):
я думаю по гладкой воде достижима крейсерская (в долговременном режиме, т.е. 2-4 часа) в 10.5 км в час относительно воды
Чтобы это оценить, нужны уже треки по озеру.
Такие треки есть - см частичный (к сожалению, из-за кончившихся аккумуляторов не записался последний 20-км участок до Переволок) трек Скоростной кругосветки 2013.
После прямого фиктивного участка (обрыв записи) - идет трек по Усинскому с заливу, где течение отсутствует.

Большая часть пути там - в условиях встречно-бокового ветра и короткой волны. Тем не менее, скорость не опускалась ниже 8 км в час. В самом конце ветер был экранирован скалами, волна практически отсутствовала, скорость была, в среднем, примерно 9.3 км в час, см. трек. При меньшей усталости экипажа и лучшей технике гребли - думаю достижима та скорость, о которой писалось выше.

P.S: в другой ветке выкладываю трек крайней тренировки. Просьба подсказать бесплатную прогу для редактирования треков (например, вырезать фиктивный участок на треке выше) и просмотра скорости.
КБ СамБот - производство судов для спорта, отдыха и туризма

Аватара пользователя
Shoorick
Грозный модератор
Сообщения: 4658
Зарегистрирован: 31 авг 2010, 06:25
Reputation: 71
Город: Минск
Контактная информация:

Re: Лучше поздно, чем никогда, или "Аделаида-2012"

Сообщение Shoorick » 03 июн 2014, 06:36

Mikle писал(а):Для "Свири", которая по характеристикам близка к Тайменю (длина 5м, длина по КВЛ меньше, ширина 0.82м) - скорости конечно запредельные. Ясно, что вы сильные гребцы, но думаю, что Вы также несколько недооценили течение. Чтобы проверить - нужно походить против течения там же.
Течение замеряю обычно, сбрасывая скорость судна до скорости рядом плывущих пузырей:)
Реке там особо негде разгоняться - воды не так много, да и течет она с падением всего 15 см/км (для сравнения, горные реки для сплава, без водопадов - 10-40 м/км).
Полноценно разогнаться удается не всегда, так как скорость сбрасывается поворотами (до 180 градусов):
https://www.google.com/maps/@53.4232421 ... a=!3m1!1e3

Я к тому, что скорость 8-9 км/ч не является запредельной для 6.5-метровой двойки.
Но это лучше оценить владельцам других двоек. Желательно, полиэтиленовых или композитных, а не только разборных туристических.

p.s. OziExplorer и треки замечательно редактирует, но она не бесплатная.
Белое, Карское, Охотское, Японское, Тихий, Байкал, Адриатика, Черное

Аватара пользователя
Mikle
Сообщения: 1128
Зарегистрирован: 15 апр 2010, 05:32
Reputation: 80
Город: Самара

Re: Лучше поздно, чем никогда, или "Аделаида-2012"

Сообщение Mikle » 03 июн 2014, 15:14

Shoorick писал(а): Течение замеряю обычно, сбрасывая скорость судна до скорости рядом плывущих пузырей:)
Это не очень надежный способ, т.к. дает замер только по 1 точке. Более надежная оценка - пройтись по и против течения хотя бы часок.
Shoorick писал(а): Я к тому, что скорость 8-9 км/ч не является запредельной для 6.5-метровой двойки.
Да, разумеется. Я поэтому и писал о достижимой скорости в 10.5 км в час по гладкой воде в крейсерском режиме.
По очень грубой оценке, скорость (при тех же мышечных усилиях) будет пропорциональна квадратному корню из относительного удлинения (опять-таки, по грубой оценке, это отношение длины к ширине лодки). Если же говорить о мышечных усилиях, то скорость будет примерно пропорциональна корню кубическому от затраченной мощности (при одинаковой эргономике гребли).

Все это - для корпусов с примерно одинаковыми обводами, жесткостью корпуса и гладкостью поверхности. Помимо этого, влияет еще и эргономика - насколько удобно вообще грести, и насколько синхронно гребет экипаж.

Если вы теперь сделаете соотв. оценки - сразу станет понятно, что написанные мною и вами цифры согласуются (если взять вашу цифру в 8 км в час и относительные удлинения 5:0.82 и 6.5:0.65).
Shoorick писал(а): Но это лучше оценить владельцам других двоек. Желательно, полиэтиленовых или композитных, а не только разборных туристических.
Собственно, об этом писалось уже выше: я сам ходил по той же самой акватории до Аделаиды на КНБ Ладоге-2 (отн удлинение примерно 6:0.75) и полиэтилене Prijon Capri-2 (4.7:0.7), как в одиночку, так и вдвоем. При этом Ладога-2 чуть быстрее Прижона, и обе лодки заметно проигрывают Аделаиде как в скорости, так и в необходимых мышечных усилиях и усталости после гребли. Особенно заметная разница - против течения.

Разумеется, для оценки лодки нужно, чтобы на ней походил один и тот же экипаж. Надеюсь, в скором времени моя лодка окажется в гостях в Падлере и ее смогут оценить.
Shoorick писал(а):p.s. OziExplorer и треки замечательно редактирует, но она не бесплатная.
КБ СамБот - производство судов для спорта, отдыха и туризма

Аватара пользователя
Shoorick
Грозный модератор
Сообщения: 4658
Зарегистрирован: 31 авг 2010, 06:25
Reputation: 71
Город: Минск
Контактная информация:

Re: Лучше поздно, чем никогда, или "Аделаида-2012"

Сообщение Shoorick » 03 июн 2014, 18:43

Это не очень надежный способ, т.к. дает замер только по 1 точке. Более надежная оценка - пройтись по и против течения хотя бы часок.
Такой способ более реален на длинных прямых реках. А на меандрах будет больше измеряться не скорость течения, а воля экипажа и управляемость на поворотах:)
Скорость дрейфа вполне оценивается по GPS в нескольких точках. А если течение где-то ускоряется, при опыте это легко заметить, когда берег в 2 метрах.
По очень грубой оценке, скорость (при тех же мышечных усилиях) будет пропорциональна квадратному корню из относительного удлинения (опять-таки, по грубой оценке, это отношение длины к ширине лодки). ...
Если вы теперь сделаете соотв. оценки - сразу станет понятно, что написанные мною и вами цифры согласуются (если взять вашу цифру в 8 км в час и относительные удлинения 5:0.82 и 6.5:0.65)
Если грубо, то согласуются, да.

Предположим, если Свирь 8 км/ч,
то Prijon 8.4 км/ч,
Ладога 9.1 км/ч,
Аделаида 10.2 км/ч.

Фактические данные лучше доставать из треков.
Хотя по морю средняя все равно будет 5.5:)
При этом Ладога-2 чуть быстрее Прижона, и обе лодки заметно проигрывают Аделаиде как в скорости, так и в необходимых мышечных усилиях и усталости после гребли. Особенно заметная разница - против течения.
12% уже не так заметно.

С движением против течения как раз понятно. Чем меньше набранная скорость, тем быстрее она теряется при паузах. Тяжелая лодка обладает большей инерцией и приостанавливается не так легко, как легкая. Широкая лодка также сильнее тормозится течением.
А для всего остального - непонятно, чем она лучше бесплатных прог. Основной вопрос ведь - не в прогах, а в векторных картах.
Векторные карты стоят своих денег, требуют специфических программ для каждого формата, а бесплатные к пользователю компьютера попадают в большинстве своем уже в растровом формате. На подавляющей территории экс-СССР все еще актуален генштаб и другие исторические карты, отсюда популярность программ типа Ozi.
Белое, Карское, Охотское, Японское, Тихий, Байкал, Адриатика, Черное

Аватара пользователя
Mikle
Сообщения: 1128
Зарегистрирован: 15 апр 2010, 05:32
Reputation: 80
Город: Самара

Re: Лучше поздно, чем никогда, или "Аделаида-2012"

Сообщение Mikle » 05 июн 2014, 01:11

Shoorick писал(а):
При этом Ладога-2 чуть быстрее Прижона, и обе лодки заметно проигрывают Аделаиде как в скорости, так и в необходимых мышечных усилиях и усталости после гребли. Особенно заметная разница - против течения.
12% уже не так заметно.
В реальности из-за эргономики посадки и гребли, а также за счет жестких обводов будет более 12%. Примерно при одинаковых условиях мой рекорд с напарниками-мужчинами примерно одинаковых сил от некрасовского спуска в Самаре до о. Зелененький выше по течению, держась ближе к правому берегу) на Ладоге-2 - 2 часа 45 мин, на Аделаиде - 2 часа 15 мин, т.е. на 22% меньше (погодные условия - сходные). Без течения разница будет меньше, точно считать лень, но думаю около 15-17% будет (по крайней мере, для длительной гребли).
Shoorick писал(а): Широкая лодка также сильнее тормозится течением.
Если перейти в инерциальную систему отсчета, связанную с равномерным (без завихрений) течением, то станет ясно, что гидродинамика (при одинаковой вкладываемой мощности) одинакова что с течением, что без него.
Векторные карты стоят своих денег, требуют специфических программ для каждого формата, а бесплатные к пользователю компьютера попадают в большинстве своем уже в растровом формате. На подавляющей территории экс-СССР все еще актуален генштаб и другие исторические карты, отсюда популярность программ типа Ozi.
Есть бесплатная программа SASPlanet для экспорта растровых карт. Вроде есть и бесплатные векторные карты, но найти что-то действительно ценное мне ни разу не удавалось, только время зря на поиски ушло..Где недорого купить векторные карты - тоже непонятно, поиск в яндексе выдает какую-то хрень...
КБ СамБот - производство судов для спорта, отдыха и туризма

Аватара пользователя
Shoorick
Грозный модератор
Сообщения: 4658
Зарегистрирован: 31 авг 2010, 06:25
Reputation: 71
Город: Минск
Контактная информация:

Re: Лучше поздно, чем никогда, или "Аделаида-2012"

Сообщение Shoorick » 05 июн 2014, 01:27

Mikle писал(а):
Shoorick писал(а):Широкая лодка также сильнее тормозится течением.
Если перейти в инерциальную систему отсчета, связанную с равномерным (без завихрений) течением, то станет ясно, что гидродинамика (при одинаковой вкладываемой мощности) одинакова что с течением, что без него.
Ну а подводная парусность роль не играет?
Рыбы, чтобы остановиться на течении, разворачиваются вдоль, а не поперек.

Зачем Вам именно векторная карта? Надо работать именно с объектами и их свойствами? Берите тогда OSM и разные карты для Garmin, инструментов по работе с ними хватает.
Белое, Карское, Охотское, Японское, Тихий, Байкал, Адриатика, Черное

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и 4 гостя