
В конце сезона решил поделиться своими впечатлениями об этой лодке. За основу взял эту статью мореходные качества
Будет много букв…

Остойчивость лодки, на мой взгляд даже избыточна, проблем с посадкой – высадкой в лодку или, например, в движении с боковой волной не возникала. Проходящие в непосредственной близости катера особых проблем тоже не создавали, ежели только не крутая волна от морского катера прямо в борт. Управляемость по крену – ничего сказать не могу, т.к. упоров на лодке нет.
Осадка лодки – обычная, как и у других каркасников.
Непотопляемость – без комментариев, заложено в конструкции. Сам топить не пробовал.
Ходкость – между «удовлетворительно» и «хорошо», но хотелось бы лучше.
При загрузке около 100 кг (я и немного вещей) лодка разгоняется легко и быстро достигает крейсерской скорости.
Крейсерскую (максимальную продолжительную) скорость в реальных ветроволновых условиях на Волге оцениваю в 6 км/ч. Максимальная скорость, достигнутая тремя различными гребцами по кольцевому маршруту ~400 м при небольшом волнении и ветре, по GPS составила 6,5-6,9 км/ч.
Дальнейшие попытки грести быстрее приводят только к росту волны из – под передней части днища (где скулы форштевня переходят в надувные борта).
Управляемость по курсу – без руля «удовлетворительно», с рулем не пробовал. На месте лодка разворачивается на 180град за 3-5 пар гребков. На скорости радиус разворота «на глаз», где-то 5-10 м в зависимости от хода. Влияние крена (прямой, обратный) на поворотливость лодки я не заметил.
Курсовая устойчивость – «отлично». При симметричной гребле держать курс вообще очень просто. При прекращении гребли лодка продолжает движение прежним курсом.
Паразитная парусность – имеется в наличии, против ветра грести умерено тяжелее, но по сравнению с Тайменем это все полная фигня. При боковом ветре корма и нос парусит приблизительно одинаково, лодка не приводится и не уваливается. Даже самому удивительно, что посудина с таким высоким бортом так мало парусит. Лодка хорошо держит курс без руля при умеренном волнении и ветре до ~7-9 м/с (больше не доводилось) при любых сочетаниях углов ветра или волны. Коррекция гребли конечно требуется, но особого снижения скорости я не заметил.
Всхожесть на волну – «хорошо». На пологие волны лодка всходит, крутые – пробивает. Пробовал ходить при волновой обстановке до 3-4 балла (по этой классификации), особых проблем не возникало. На мой взгляд, лодка обладает достаточным объемом носовой части.
Движение «лагом» к волне – то же без особых проблем. При умеренном волнении лодка не уваливается.
Движение с попутной волной – почти «удовлетворительно». Лодку попутной волной на ходу не заливает, корма нормально успевает всплыть. По курсу при волне сзади/сбоку рыскает не сильно. А вот с ходкостью при попутной волне дела обстоят плохо. Причина, я думаю в том, что лодка не «хочет» глиссировать. При умеренных усилиях гребца на медленных (коротких) речных волнах судно движется между склоном кормовой волны (оторваться не хватает ходкости) и гребнем передней (забраться в гору тяжело). При длинной волне на море или на фарватере Волги, волны сначала подхватывают лодку, а потом просто выскальзывают из под нее. Таким образом, темп движения становится рваным и скорость падает ниже крейсерской.
Защита от брызг, волн – без фартука «удовлетворительно», с оным – «хорошо». Юбкой не пользовался в связи с отсутствием необходимости. По моим предположениям, если правильно рулить, попадание без юбки в небольшой грозовой шквал на Волге не приведет к заливанию лодки водой.
Посадка гребца, удобство гребли – между «удовлетворительно» и «хорошо». Сидение достаточно высокое, грести удобно, веслами и локтями борта не задеваешь. Ноги почти не затекают, а место в кокпите вполне позволяет сменить позу во время гребли. Основная претензия – отсутствие ножных упоров, что сказывается на эффективности гребли и отсутствие бедренных упоров, на большой волне без них немного страшновато.
Удобство посадки/высадки в/из лодки – без фартука, как на Таймене, т.е. «отлично». С фартуком – для гребца больших габаритов «неудовлетворительно». Тритон позиционировал Варзугу1 как лодку для крупных гребцов, а очко сделал 72*36см – не зачет. При наличии прибоя или небольшого обрыва на берегу с высадкой из «очка» у меня возникают проблемы.
Размещение багажа – автономных многодневных выходов не было, но с виду понятно, что барахла поместится много.
Прочность конструкции – без оценки, т.к. лодку эксплуатировал аккуратно, ударов об что либо не допускал. Максимальные усилия на каркас, на мой взгляд, возникают при сборке лодки. Так, мне удалось согнуть один стрингер с небольшой потерей устойчивости стенки трубы.
Коррозионная стойкость – без принятия специальных мер менее чем «удовлетворительно». После эксплуатации в пресной воде отмечаю появление следов коррозии на плохо проветриваемых местах каркаса. После того как свозил лодку на море – отдельная тема.
Сборка/разборка лодки – мой экземпляр тянет на твердую «двойку». Лодку удалось собрать только с третьей попытки, после предварительной растяжки шкуры и применения силиконового аэрозоля для смазки наружных поверхностей носовых и кормовых элементов каркаса. После того как оболочка немного растянулась и штевни с кильсоном встали на место, проблемы возникли с замыканием стрингеров, для этого их приходится сильно гнуть. Опыт по сборки различных байдарок и катамаранов у меня достаточный, тем не менее сборка лодки без посторонней помощи занимает больше двух часов. По этом лодку я за сезон собирал 3 раза, остальное время хранил на лодочной станции.
