Каяк Сит-Он-Топ

Обсуждение моделей морских и озерных каяков, байдарок, каноэ и аналогичных плавсредств. Опыт эксплуатации морских каяков. Сравнение моделей каяков. Выбор морского каяка.
Аватара пользователя
Иванов Андрей
Сообщения: 1665
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 17:58
Reputation: 2
Город: Дятьково,Брянской об
Контактная информация:

Каяк Сит-Он-Топ

Сообщение Иванов Андрей » 17 июл 2010, 06:30

Мне интересно, чем на практике каяки Ситонтоп отличаются от обычных? Какие плюсы и какие минусы? Как забраться, если перевернулся, и возможно ли это вообще? Скорость, вместимость? Удобство гребли? Весла остаются обычными или надо другие? Удобно ли сидеть "снаружи"? Как Ситонтопы подходят для многодневных походов? А для походов вообще (у меня пока ощущение, что это рыбацкий каяк)? И тд и тп. Хотелось бы услышать мнение тех, кто имеет опыт пользование и ситонтопами и обычными каяками...

Аватара пользователя
fishmonger
Сообщения: 3879
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 10:17
Reputation: 58
Город: Владивосток
Контактная информация:

Re: Каяк Сит-Он-Топ

Сообщение fishmonger » 17 июл 2010, 11:46

Наверное, я тут самый «тертый» и многолетний пользователь сит-он-топа, поэтому постараюсь подробно ответить на ваши вопросы. По пунктам, насколько позволяет не очень устойчивая связь на острове.

Каяки типа сит-он-топ исключительно многообразны. Существует великое множество их разновидностей, порожденное бурной фантазией каякостроителей. Скоростные, рыбацкие, сурф-каяки, парусные, моторные, туринговые и т.п. Поэтому обобщать особенности сразу всех сит-он-топов достаточно сложно.

Аватара пользователя
fishmonger
Сообщения: 3879
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 10:17
Reputation: 58
Город: Владивосток
Контактная информация:

Re: Каяк Сит-Он-Топ

Сообщение fishmonger » 17 июл 2010, 11:58

Основное отличие сит-он-топ от сит-ин (классического) каяка это конечно же способ посадки гребца, точнее устройство кокпита. Если в обычном каяке ноги и задница у вас находятся внутри замкнутого объема корпуса каяка, то в сит-он-топе кокпит представляет собой открытую самоотливную ванночку, а сам каяк — замкнутую водонепроницаемую капсулу.

Различие достаточно принципиальное — отсутствует такой элемент как юбка, фактически отсутствует торжественная операция по посадке и высадке в каяк, не требуется осушать кокпит в случае затопления. Соответственно задняя часть тела гребца от солнца, ветра и воды защищена лишь той одеждой, что вы наденете на себя.

На этом существенные конструктивные различия можно считать исчерпанными. Ни скоростные характеристики, ни остойчивость, ни обитаемость и комфорт не являются каким-то жестко связанным с типом сит-он-топ или сит-ин свойством судна.

Аватара пользователя
fishmonger
Сообщения: 3879
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 10:17
Reputation: 58
Город: Владивосток
Контактная информация:

Re: Каяк Сит-Он-Топ

Сообщение fishmonger » 17 июл 2010, 12:12

Главный плюс сит-он-топ каяка — это конечно же безопасность для гребца со слабой, средней подготовкой, или без подготовки вообще. Дело в том, что в случае переворота, вернуться в сит-он-топ каяк не сложнее, чем заползти пузом на любую лежащую на воде доску. Глядя на тренировки серфингистов, можно заметить, что даже эта простая операция в первый раз у кого-то может вызвать затруднения. Но, в любом случае, это несравнимо проще, чем освоить эскимосский переворот или откачивать воду из затопленного сит-ин кокпита.

Нет проблем с посадкой и высадкой. Можно в любом месте посреди моря свесить ножки, вылезти понырять и поплавать, выйти на плавающие льдины, перелезть из каяка в каяк не выполняя при этом каких-то чудных акробатических упражнений.

Минусы — не очень эстетичный внешний вид. Даже самый замшелый сит-ин каяк с гребцом смотрится выигрышнее и органичнее, чем любая современная и удачная модель сит-он-топа. Человек в плавающем корыте — не самое изящное зрелище.

И конечно отсутствие защиты ног и задницы от воды и погодных факторов, что впрочем решается хорошими штанами.

Аватара пользователя
fishmonger
Сообщения: 3879
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 10:17
Reputation: 58
Город: Владивосток
Контактная информация:

Re: Каяк Сит-Он-Топ

Сообщение fishmonger » 17 июл 2010, 12:20

Забыл упомянуть еще одну существенную особенность сит-он-топа, которая позволяет мне использовать его зимой в мороз — можно надеть на себя любое мыслимое количество теплой одежды, без риска не поместиться в кокпите или застрять в нем при перевороте. Учитывая, что у меня 46-й размер ноги, в свой сит-ин каяк в зимних водостойких ботинках я просто не помещаюсь.

Аватара пользователя
fishmonger
Сообщения: 3879
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 10:17
Reputation: 58
Город: Владивосток
Контактная информация:

Re: Каяк Сит-Он-Топ

Сообщение fishmonger » 17 июл 2010, 12:27

Как забраться, если перевернулся — лег пузом поперек каяка, развернулся вдоль, расставив ноги, сел верхом. Незамысловатая процедура.

К сит-он-топам отдельно идут ножные (коленные) ремни, чтобы можно было осуществлять эскимосский переворот или колбаситься по особо крутым волнам не вылетая из кокпита. Но, на мой взгляд, для турингового или рыбацкого каяка это лишнее.

Аватара пользователя
fishmonger
Сообщения: 3879
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 10:17
Reputation: 58
Город: Владивосток
Контактная информация:

Re: Каяк Сит-Он-Топ

Сообщение fishmonger » 17 июл 2010, 12:42

Скорость.

Законы гидродинамики едины для сит-он-топа и для сит-ин каяка, следовательно, логично предположить, что более длинный и узкий каяк будет быстрее более короткого и широкого.

Как уже отмечал, сит-он-топы весьма многообразны. В каких-то моделях сделан акцент на остойчивость, в каких-то на скорость. Хотя скоростные модели сит-он-топов встречаются реже.

Но что хочу сказать по поводу скорости. Давеча обошел на пляжном сит-он-топ каяке вокруг одного филиппинского острова. Каяк взял короткий, больше похожий на плавающий тазик, чтобы можно было свободно крутиться в лабиринте подводных пещер и гротов. Думал, помру на таком через пару десятков километров. Когда на финише посмотрел на GPS, был жутко удивлен. Средняя скорость со всеми стандартными остановками, фотографированиями и т.п. составила 4,2 км/ч. При том, что на моем сит-ин каяке Tempest 170 (достаточно скоростная модель) в схожем режиме средняя скорость — 5 км/ч. Зато пляжный каяк позволил мне сунуться в такие немыслимые щели и фотографировать с такого расколбаса без риска опрокинуться и намочить камеру, о каких на скоростной туринговой модели не стоит и мечтать.

Вывод — любые характеристики выжны в определенных условиях плавания. Нет смысла гоняться за скоростью или остойчивостью как самоцелью, без учета особенностей доступной акватории.

Аватара пользователя
fishmonger
Сообщения: 3879
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 10:17
Reputation: 58
Город: Владивосток
Контактная информация:

Re: Каяк Сит-Он-Топ

Сообщение fishmonger » 17 июл 2010, 12:49

Остойчивость. Бытует мнение, что сит-ин каяк более остойчив за счет низкой посадки гребца. На практике несложно убедиться, что с избыточным запасом начальной остойчивости делают как раз сит-он-топ каяки, изгаляясь над формой днища и шириной корпуса. Высота же посадки различается незначительно. В сит-он-топ на уровне воды, в сит-ин на несколько сантиметров ниже. Размеры и пропорции туловища гребца влияют куда как существеннее.

Аватара пользователя
fishmonger
Сообщения: 3879
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 10:17
Reputation: 58
Город: Владивосток
Контактная информация:

Re: Каяк Сит-Он-Топ

Сообщение fishmonger » 17 июл 2010, 12:58

Вместимость. Нет какой-то жесткой зависимости с типом каяка. Мой сит-он-топ Prowler 15 позволяет увезти жуткое количество вещей, причем не ограничивая их габаритные размеры, гораздо больше сит-ин каяков. Но полно сит-он-топов без подобной приятной возможности.

Задний багажник сит-он-топа делается обычно открытым, что позволяет положить туда груз не вмещающийся в люки. Конечно, в ущерб парусности.

Не стал упоминать такой момент как парусность. В голом варианте сит-ин каяк будет иметь парусность меньше сит-он-топа. Но стоит вам разместить вещи на палубе, как эта самая парусность сравняется.

Аватара пользователя
fishmonger
Сообщения: 3879
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 10:17
Reputation: 58
Город: Владивосток
Контактная информация:

Re: Каяк Сит-Он-Топ

Сообщение fishmonger » 17 июл 2010, 13:06

Посадка. Сит-он-топ удобен возможностью без заморочек купить и поставить любое тюнинговое каячное кресло. Есть с силиконовыми подушками и прочий изврат. Задница будет довольна.

При гребле работают другие группы мышц, нежели в сит-ин каяке. Если в сит-ин для силового гребка чаще используется разворот корпуса, то в сит-он-топ его наклон. Но эти различия становятся заметны лишь после многочасовой непрерывной гребли.

В сит-он-топе из неудобств возможно периодическое касание руками собственных коленей и корпуса каяка. В сит-ин каяке — касание локтями поверхности воды. Решается соответствующей одеждой (если воспринимается как проблема).

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 23 гостя