Нихрена шверт обычного размера не работает на низких скоростях. Помню, никак не мог пройти на катмаране узкий пролив. Пока меняешь галс, тебя сносит. Еле - еле набрал скорсть, шверт вцепляется в воду, и вот он уже другой берег. И нужно снова менять галс. У проа же боковое сопротивление просто сумасшедшее, потому что швертом по сути является весь корпус. и его не сносит. Но тот пролив я на проа бы вообще не прошёл, ибо шунтирование быстро сделать невозможно. Проа не любит шхеры.Шверт хорош тем, что работает на низких скоростях
К сампанам под парусом у меня есть одна претензия. В бейдевинд плоское днище будет шлёпать по воде при прыжке с волны. Но при очень острых обводах и узком днище, возможно, это не будет сильно страшным. Дори вроде особо не шлёпает. Хотя там обычно и скорости небольшие, чтобы сильно шлёпать