azazello писал(а):Добрый день!
При пересечении больших расстояний имеет значение скорость гребли. Особенно при условии значительного удаления от берега это становиться и вопросом безопасности.
Меня интересует такой вопрос - есть ли у кого какой опыт по развитии скорости на морском каяке с сохранением функциональности. Насколько скорость первоначально зависит от лодки от весла, что позволяет наработать техника гребли и какая? Какие вообще у вас самих средние скоростные характеристики, к чему можно стремиться и имеет ли смысл.
Я иду в спокойную погоду (штиль или легкая рябь) 6-7 км в час на средней груженой лодке Seabird Expedition HV.
Лодка из полиэтилена 27 кг, А если взять например стеклопластиковый, то они не значительно легче (примерно 5 кг), а что по скорости?
Хороший вопрос!
Крейсерская скорость (для каякеров именно она актуальна) - зависит от следующих факторов:
1) относительное удлинение лодки (отношение длины по КВЛ к ширине на миделе) - в грубом приближении, скорость пропорциональна квадратному корню из этой величины при прочих равных условиях. Эта величина - влияет на основную составляющую сопротивления - волновое сопротивление, зависящее от числа Фруда. Более подробно - см. учебник
Норвуд, быстроходные парусные суда.
2) обводы лодки: максимальная скорость - при гладких круглых обводах днища и без рокера. Это - байдарки К1 или К2 для олимпийской гребли. Но они не остойчивы и не мореходны. Рокер - увеличивает маневренность и мореходность, скорость снижает. Обводы U - увеличивают остойчивость, скорость снижают по сравнению с круглыми, обводы V - увеличивают вторичную остойчивость и мореходность, скорость снижают, по сравнению со всеми другими обводами. Любые ребра - скорость снижают, т.к. вызывают завихрения и срывы потока.
3) шероховатость поверхности днища: приводит к нарушению ламинарности обтекания жидкостью днища. Вопрос не столь прост, но он уже обсуждался здесь. Точную ссылку начала обсуждения не найду,
вот в этой теме было это обсуждение, количественные расчеты опирались на теорию и соотв. график, изложенный в учебнике Войтскунского "сопротивление движению судов". Окончательный вывод: сопротивление за счет шероховатостей днища - может съесть до 0.2 - 0.3 км в час. Поэтому при прочих равных - композитные суда быстрее полиэтиленовых.
4) более жесткие корпуса - быстрее, т.к. не тратится энергия на колебания корпуса и жидкости возле корпуса. Оценки, на сколько быстрее - я не проводил, но может кто даст ссылки.
5) Скорость уменьшается с увеличением веса судна с каякером. Дать точную формулу, по какому именно закону уменьшается - пока затрудняюсь, но могу позже привести соотв. оценочные расчеты (для каяков с разными весами), сделанные по теории, изложенной в Норвуде. Чисто на вскидку - мощность P, затрачиваемая на движение каяка со скоростью V - будет пропорциональна V^3 и массе m каяка с каякером и грузом в первой степени. В этом случае - при той же мощности - V будет пропорционально m^{-1/3}.
Т.е. если, скажем, масса каякера с барахлом - 90 кг, масса каяка А, m_A = 24 кг (композит), а масса каяка Б с ТОЧНО ТАКИМИ ЖЕ обводами и размерами, m_Б = 29 кг (полиэтилен), то V_Б/V_А = ((90+24)/(90+29))^(1/3) = 0.985, т.е. в данном случае, более тяжелый каяк будет медленнее примерно на 1.5 %, что составит около 0.15 км в час ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ условиях.
6) из п. 5) выше следует, что при прочих равных условиях - скорость будет расти с эффективной приложенной мощностью P пропорционально P^{1/3}. В свою очередь, P - будет примерно пропорционально КПД гребли. Т.ч. в итоге -
V примерно пропорционально ( P_чел * КПД_гребли )^{1/3}, где P_чел - мощность, вкладываемая человеком.
КПД гребли - зависит от техники гребли и от весла. Точные оценки дать конечно затруднительно, но если, скажем, ваше КПД на 20% ниже оптимума - то вышеприведенная оценка дает, что ваша скорость - будет примерно на 6% ниже оптимума, т.е. вы на этом потеряете около 0.6 км в час. Далее, ваша личная физическая форма - это то самое P_чел.
В крейсерском режиме - человек выдает 100 - 150 вт, наверное кто-то может выдать 200 Вт. Если вы вместо 150Вт - выдаете только 120, то получим по вышеприведенной оценке, что ваша скорость - будет меньше в
(150/120)^{1/3} = 1.08 раз, т.е. примерно на 8%, т.е. в этом случае вы потеряете еще около 0.8 км в час.
===================
Резюме: по личному опыту и оценкам - хороший композитный экспедиционный морской каяк с более-менее физически и технически подготовленным экипажем - позволяет в течении не менее 2 часов держать крейскерскую скорость около 9 км в час - для каяка-одиночки длиной около 5.5м и шириной миделя около 57см, 10 км в час - для каяка-двойки длиной около 6.5м и шириной миделя около 65см. (Разумеется - эти цифры - для спокойной погоды, как Вы написали!) Из этих цифр - вы можете вычитать цифры, которые я привел выше в пп 1) - 6) - чтобы оценить скорость на каяке вашего типа и с вашей подготовкой. Точнее - можно оценить, куда можно двигаться, и с какими, ориентировочно, результатами.