Специфика выбора водных маршрутов

Разговоры на любые темы.
Аватара пользователя
Toman
Сообщения: 448
Зарегистрирован: 29 дек 2015, 23:20
Reputation: 17
Город: Москва

Специфика выбора водных маршрутов

Сообщение Toman » 14 ноя 2017, 14:10

Вынесу, пожалуй, данную ветвь обсуждения в эту тему - ибо тут речь уже не о лодках и их конструкции, а в чистом виде о концепциях туризма/походов. Значит, произошёл тут давеча такой занятный диалог с товарищем Аборигеном.
НО!!! разве за легким способом преодоления этого расстояния мы вообще занимаемся вот этим вот каякингом?
А если кто-то таки именно за этим? Не, ну понятно, что лёгкий способ преодоления расстояний (на суше в более-менее населённых регионах) - это автомобиль. Но если речь не о покатушках на волнах, а о водном туризме? Причём не того сорта, когда главное провести энное число дней, а скорость дело десятое, и соотв. местоположение, длина и направление выбираемого маршрута определяются исходя из той скорости, которая есть - а того сорта, когда ставится задача именно пройти из точки А в точку Б - и, естественно, с более-менее минимальной затратой времени и сил, ибо реки и так весьма длинные и извилистые, и их в наших краях слишком мало вариантов (в смысле, проходимых на каяке), чтобы позволять себе лишние затраты сил и времени со своей стороны. Всякий более-менее осмысленный (в качестве, отличном от просто "провести столько-то дней в походе") маршрут в наших краях - это сотни километров.
В походе я ставлю перед собой другие задачи. Самое интересное для меня происходит именно на берегу. Я не хожу соло и не вламываю более 35ти км в день по морю.
И вот меня - как человека, строго говоря, с одной стороны, сравнительно далёкого от туризма - но с другой стороны как бы и регулярно общающегося в кругах, имеющих отношение к разным видам туризма (в первую очередь, конечно, вело-, водного и пешего) - этот диалог заставил несколько почесать репу. Не в смысле даже какого-то перехода на личности - нет - а в смысле неких, как будто бы, стереотипов, присущих вообще соответствующим видам туризма.

...Ведь по сути то, что я написал выше в цитате - например, для велотуристов практически нечто само собой разумеющееся, и само по себе никак не ассоциируется ни с соло-походами, ни с какими-то особо зверскими дневными переходами. Велотурист именно что намечает маршрут из точки А в точку Б. Конечно, он сообразуется с располагаемым временем, с наличием дорог, их качеством, плотностью автомобильного трафика, характером местности и населёнки и т.п. Некоторые руководители вот имеют привычку сообразовываться также с прогнозируемым направлением ветра, и в последний момент, когда становится доступен прогноз погоды, выбирать направление прохождения маршрута так, чтобы ветер был преимущественно попутным. Но в целом велотуристы могут в очень широких пределах варьировать свои маршруты. Типичный дневной переход у современных велотуристов - 80-100 км при средней "крейсерской" скорости на усреднённой ровной хорошей дороге 20-22 км/ч и фактической средней скорости в движении 12-18 км/ч в зависимости от характера фактических дорог. Соответственно, за недельный поход они проходят порядка 500-700 км, за 2 недели 1000-1400 км.

Однако камнем преткновения велотуристов в многодневных походах является вес.
Так или иначе, такие многодневные походы регулярно проходятся группами численностью от 4-5 до 20-30 человек - и все они вовсе не какие-то особые лоси, и велосипеды, на которых они едут, в большинстве своём совершенно обычные. Конечно, ездят на такие расстояния и в одиночку тоже.

Сам я в многодневных велопоходах ни разу не участвовал - хотя один раз в 2004 году делал попытку (но, однако, слился после первой ночёвки из-за того, что, как оказалось, забыл взять очень тёплые носки, недооценив, насколько будут мёрзнуть ноги в некоем шибко лёгком спальнике во время первомайских заморозков). Однако в период 2003-2006 годов, а также, вернувшись к катанию на велосипеде, в летние сезоны прошлого и этого годов, я регулярно ездил в однодневные походы выходного дня, также с довольно многочисленными группами (обычно 20-45 человек). В 2003-2006 годах почти все такие походы происходили по Подмосковью от электрички до электрички, однако за время перерыва, пока я не ездил, руководитель этой группы несколько изменил свою практику, так что в прошлом и в этом году, пожалуй, большинство таких прогулок либо начинались, либо заканчивались прямо в Москве, исключая необходимость в одной из поездок на электричке (что очень кстати, поскольку и удобство езды на электричке с велосипедом оставляет желать лучшего, и цены кусаются). Типичный для летнего сезона дневной пробег в рамках собственно похода с группой - около 100 км, а с учётом одиночного пробега по Москве это получается обычно 120-130 км. И это, пожалуй, и есть та цифра разового дневного пробега на велосипеде, при невольном выходе за которую я начинаю испытывать утомление, дискомфорт и т.д. Кстати, и некоторые многодневные походы начинались или завершались либо прямо в Москве, либо в пределах достижимости из Москвы на электричке, что опять же упрощает транспортный вопрос. Меня самого от участия в многодневных велопоходах отталкивает, в частности, неверие в способность креплений установленного на велосипеде багажника выдержать необходимый для похода вес поклажи.

...Пеший туризм вообще производит впечатление некой "вещи в себе". Да, он есть, много народу ходит, но... Достойными для пешего туризма местами почему-то с некоторых (довольно давних) пор стало принято считать только какие-нибудь горы. Хибины, Ловозёрские Тундры, Приполярный Урал, Северный Урал, Южный Урал, Алтай, Саяны, Карпаты... Со всей страны группы едут в одно из подобных горных мест, чтобы пройти маршрут сравнительно небольшой протяжённости в километрах, зато в предгорьях. Но на Русской равнине нет гор - а значит, нет и пешего туризма. По крайней мере, о нём как-то практически не слышно. Ну, разве что если за него считать однодневные прогулки, а также 2-3 дневные походы выходного дня и/или турслёты и т.п. мероприятия. Я пару раз ходил с товарищами в пеший поход - но то была, во-первых, естественно, предгорная местность, хотя и без каких-либо сложностей, во-вторых, поход имел в обоих случаях несколько матрасный характер, а участники были не вполне подготовлены - так что цифры дневных переходов тут не показательны. Так что попробую вместо этого ориентироваться на расстояния других (не в рамках турпоходов) пеших прогулок и переходов налегке и под рюкзаками в нашей обычной равнинной местности, в которых мне приходилось участвовать. Предполагаю, что для движения налегке, а также с рюкзаком сравнительно небольшого веса (или, может быть, в некоторых случаях с использованием спецтележек, если дороги позволяют) приемлемое для большинства расстояние дневного перехода - около 25 км. Больше можно - но, видимо, не для всех. Появляется риск натереть ноги даже при самом щадящем темпе ходьбы (в пределах 25 км ноги натираются в основном лишь при чрезмерном форсировании темпа ходьбы или при грубых ошибках с обувью или носками). Скорость движения пешком в более-менее спокойном темпе - 5,4..6,0 км/ч. Однако при движении под рюкзаком довольно много времени уходит на привалы для отдыха - практически до трети времени. Так что общий темп движения по маршруту не превышает 3,6..4,0 км/ч. Т.е. прохождение этих 25 км занимает 6-7 часов (не считая некоего желательного большого дневного привала посередине пути). Всё примерно как на велосипеде, только примерно вчетверо медленнее и соотв. короче по расстоянию. Теоретически при наличии достаточного времени для похода, достаточной мотивации и некоторых других условий (напр. некоторые соображения по безопасности, несколько более актуальные для пеших туристов в более-менее населённой местности, чем для тех же велотуристов) пешие туристы ещё более свободны в выборе маршрута, чем велотуристы, поскольку для них пригоден более широкий круг дорог, а в некотором ограниченном объёме возможно и движение вне дорог.

...Но вот практика водного туризма в нашей стране - по крайней мере, более-менее массового и в последнее время - показывает, как мне кажется, гораздо меньшую свободу в выборе маршрутов, чем это обусловлено реальными физическими ограничениями используемого вида транспорта. Скорость движения на каяке в целом и в среднем близка к скорости движения пешехода, а на более-менее крупных внутренних водоёмах без препятствий и на достаточно быстром каяке - и несколько выше пешеходной. Однако, возможно, величина дневного перехода, ограниченная образованием мозолей, мышечной усталостью от гребли или поддержания позы, или ещё какими-то неприятными явлениями, способными негативно повлиять на работу гребца на следующий день, может быть всё-таки ещё несколько больше пешеходной (ограниченной риском натереть ноги) - за счёт большей продолжительности гребли. М.б. условных километров 40 на более-менее несложных, открытых участках? (За 29 км на не самой длинной и соотв. не самой быстрой байдарке я таки натёр мозоли на руках - однако то, что я делал тогда, можно было бы приравнять к грубой ошибке с обувью или носками при пешем переходе: можно было бы предварительно наработать нормальные мозоли под весло, либо, зная, где натирает, налепить заранее пластырь, либо, может быть, использовать перчатки - кроме того, всю дорогу я грёб совершенно неправильно, причём прекрасно зная, что гребу неправильно). Цифра 40 км вроде согласуется с названной выше Аборигеном цифрой - не более 35 по морю - ибо в данном случае речь идёт о более простой воде, нежели море, с технической точки зрения. Если так, то при равной продолжительности похода туристы-каякеры могли бы проходить маршруты пусть не такой солидной протяжённости, как у велосипедистов, но всё же достаточно большой, чтобы как-то, что ли, морально оправдать сложности заброски-выброски.

Но в реальной практике отечественного "равнинного" водного туризма по большей части наблюдается, кажется, нечто иное. Дальность большинства водных походов удручающе мала, что приводит, в том числе, к непропорционально большой доле заброски-выброски и в затратах времени и сил, и в бюджете похода. А также к снижению свободы выбора маршрута, который ограничивается, как правило, каким-то отрезком лишь одной реки, а выбор реки, в свою очередь, ограничивается соображениями удобства заброски-выброски. Всякое отклонение от такой схемы автоматически ассоциируется непременно с пресловутыми одиночными походами в формате "героического преодоления". Хотя вот казалось бы, чего такого сверхъестественного, принципиально отличного от пешего или велосипедного передвижения...

Между тем, сам я вовсе не любитель одиночных походов. У меня есть некоторый опыт одиночных поездок на велосипеде, длившихся всего лишь порядка 1-2 суток (а если с учётом переездов на пригородных поездах - то до 3 суток). Однако уже этого столь небольшого времени мне хватало, чтобы начать звереть. Правда, отчасти озверение наверняка было обусловлено тем, что во всех этих случаях я ехал без каких-либо ночёвок в палатке - и, следовательно, не имел нормального сна. Но всё равно поход в одиночку представляется мне стрёмным и нежелательным - тем более водный, с его спецификой. Идти в какой-никакой группе представляется желательным и из соображений безопасности, и для того, чтобы помогать друг другу при перетаскивании лодок через препятствия, при погрузке их на тележки для волоков, и чтобы не приходилось оставлять лодку со всеми вещами без присмотра при выходах в населённые пункты к магазину и т.п. Если уж идти в поход в одиночку - то не потому, что именно так хочется, а только от безысходности, если уж никак не найти адекватных попутчиков. Если бы у меня была жена/девушка - практически наверняка автоматически поход планировался бы с расчётом на её участие, и уже не был бы одиночным в таком случае (хотя всё-таки ещё лучше группа человек из 4 как минимум).

Аватара пользователя
qazqas
Сообщения: 2058
Зарегистрирован: 19 окт 2014, 18:51
Reputation: 41
Город: Миньковецкое г-во

Re: Соло-походы

Сообщение qazqas » 14 ноя 2017, 16:33

так что обсуждается? :cry:
Изображение

Аватара пользователя
aborigen
Сообщения: 8892
Зарегистрирован: 26 фев 2011, 20:26
Reputation: 106
Город: Франция, Bretagne

Re: Соло-походы

Сообщение aborigen » 14 ноя 2017, 16:51

Если хотите пройти многодневку в кайф, не идите больше 30-35 в день. По течению можно чуть больше. Если цель вломить круче, чтоб все сказали вау, то можете просто нарезая круги записывать их колличество. Потом расчитаете среднюю скорость и пройденное расстояние. Смысл семидесятикилометровых маршей в день, мне видится именно так.
Ноги? Крылья? Кнопка!

Аватара пользователя
qazqas
Сообщения: 2058
Зарегистрирован: 19 окт 2014, 18:51
Reputation: 41
Город: Миньковецкое г-во

Re: Соло-походы

Сообщение qazqas » 14 ноя 2017, 17:46

Соглажусь- собственно ,,ломить,, также смысла не вижу. Интересное ведь все на берегу. А грести ради километража и ночевки...
Конечно есть моменты- всякие гроты на воде или лабиринты в дельте рек.
Изображение

Аватара пользователя
aborigen
Сообщения: 8892
Зарегистрирован: 26 фев 2011, 20:26
Reputation: 106
Город: Франция, Bretagne

Re: Соло-походы

Сообщение aborigen » 14 ноя 2017, 17:56

...в смысле неких, как будто бы, стереотипов, присущих вообще соответствующим видам туризма.
На сколько я понял, Toman задался вопросом, стоит ли на зло бабушке ломать стереотипы.
Ноги? Крылья? Кнопка!

Аватара пользователя
Toman
Сообщения: 448
Зарегистрирован: 29 дек 2015, 23:20
Reputation: 17
Город: Москва

Re: Соло-походы

Сообщение Toman » 14 ноя 2017, 21:49

Если хотите пройти многодневку в кайф, не идите больше 30-35 в день. По течению можно чуть больше.
Так ведь с этими цифрами я согласен в общем и целом. По крайней мере пока не имею опыта попыток делать более длинные переходы хотя бы в формате единичных заездов выходного дня. Условные "озёрные" 40 км на реке превратятся в лучшем случае в 30, но по течению - опять, допустим, 40.
aborigen писал(а):Если цель вломить круче, чтоб все сказали вау, то можете просто нарезая круги записывать их колличество. Потом расчитаете среднюю скорость и пройденное расстояние. Смысл семидесятикилометровых маршей в день, мне видится именно так.
Нет, у меня такой цели нет. Если даже и чтобы вау - то, видимо, для довольно узких кругов, и никак не по поводу величины дневных переходов. Смысл гипотетических семидесятикилометровых водных и пропорционально зверских пеших маршей - если бы таковые были возможны без ущерба для комфорта или хотя бы вообще физически возможны - был бы только в том, чтобы минимизировать время, необходимое для прохождения маршрута. Потому как идти месяц или полтора, не говоря уж о большем - как-то, вроде, перебор. Но исходя из того, что на велосипеде дневные переходы километров по 80-100, а пешком 20-25, в семидесятикилометровые на каяке как-то слабо верится чисто физически (если это не 1-3 отдельно стоящих марафонских перехода - а то среди велосипедистов вон тоже есть рандоннёры со своими стандартными дистанциями, ЕМНИП, 200, 300, 600, 1200, из которых первые две едутся за один день - но это как бы уже не совсем туризм).
aborigen писал(а):На сколько я понял, Toman задался вопросом, стоит ли на зло бабушке ломать стереотипы.
Вопрос в том, в какую сторону ломать и зачем. Понятно, что какие-то запредельные дневные переходы - просто за пределами наших физических возможностей и желания. Но печаль же даже не в скорости в водном туризме, а в ощущении какой-то фаталистической несамодостаточности вида транспорта, полной зависимости от автомобильной заброски-выброски. Если используется собственный автомобиль, это диктует, что маршрут должен быть замкнутым. Но в наше время у речных водных туристов замкнутые маршруты, кажется, крайняя редкость. Хотя раньше ведь были нормой.

Заброска и выброска, конечно, необходимы в любом виде туризма. Но в роли велотуриста или гипотетического равнинного пешего мы как бы понимаем, что мы просто оставляем для своего медленного способа передвижения сознательно и более-менее произвольно выбранный нами интересный для нас именно сейчас участок, а остальную часть замкнутого маршрута от дома и обратно проезжаем общественным или заказным транспортом, просто экономя время и силы - хотя в принципе любой отдельно взятый отрезок этого маршрута могли бы пройти сами.

В водном же туризме заброска-выброска носят ощущение какой-то фаталистической неизбежности - как прохождение участков маршрута (причём составляющих его львиную долю), в принципе непроходимых своим ходом. Вот с этим-то в первую очередь хочется что-то сделать. Организовывать походы таким образом, чтобы понимать, что мы сами выбираем участок маршрута, проходимый в этот раз своим ходом - а не какие-то соображения заброски-выброски и т.п. Очевидно, для этого нужно быть способным достаточно быстро и комфортно передвигаться с лодками и вещами пешком - при помощи неких хороших "магистральных" тележек. Скорость пешком примерно сопоставима со скоростью на воде, м.б. чуть меньше - зато дороги значительно короче, чем реки, так что если какой-то отрезок маршрута проходится пешком, это практически не скажется на продолжительности его прохождения. Т.е. интерес в том, чтобы добиться полноценной пешеводности в сочетании с быстротой, мореходностью и прочностью морского каяка.

Аватара пользователя
aborigen
Сообщения: 8892
Зарегистрирован: 26 фев 2011, 20:26
Reputation: 106
Город: Франция, Bretagne

Re: Соло-походы

Сообщение aborigen » 14 ноя 2017, 22:06

Ноги? Крылья? Кнопка!

Аватара пользователя
qazqas
Сообщения: 2058
Зарегистрирован: 19 окт 2014, 18:51
Reputation: 41
Город: Миньковецкое г-во

Re: Соло-походы

Сообщение qazqas » 15 ноя 2017, 01:10

Тебя победили. Технический ноккаут :D
Изображение

Аватара пользователя
aborigen
Сообщения: 8892
Зарегистрирован: 26 фев 2011, 20:26
Reputation: 106
Город: Франция, Bretagne

Re: Соло-походы

Сообщение aborigen » 15 ноя 2017, 01:13

А о чем мне спорить, если человек не несет откровенной пурги?
Ноги? Крылья? Кнопка!

Аватара пользователя
qazqas
Сообщения: 2058
Зарегистрирован: 19 окт 2014, 18:51
Reputation: 41
Город: Миньковецкое г-во

Re: Соло-походы

Сообщение qazqas » 15 ноя 2017, 01:19

Ладно... боксировали в одну грушу, но у товарища явный перевес в количестве ударов :)
Изображение

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 23 гостя