Есть идея на лето: Онега - Белое Море - Соловки

Совместные походы и заплывы, встречи и объявления о планируемых мероприятиях
Kosya
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 01 июл 2010, 20:27
Reputation: 0
Город: Москва

Re: Есть идея на лето

Сообщение Kosya » 19 янв 2011, 06:32

Павел писал(а):
Kosya писал(а):Летом автомобильной дороги на Онегу пока что нет
Как нет? Совсем нет? На карте вроде такая жирная линия от Архангельска идёт. Или нет дороги с юга, со стороны Питера?
Я говорю про дорогу от Архангельска и Северодвинска.. Линия то есть, но дорога все еще строится, уже много лет. Сейчас зимой ходит всякий транспорт, в т.ч. автобусы (маршрутки). Насколько я знаю, весной дорогу закрывают (возможно, только для лесовозов), т.к. ее строительство не завершено и во время таяния снега она быстро разрушается. Летом люди по ней ездят, но на свой страх и риск, регулярного сообщения вроде нет.
Вот какая инфа отыскалась по поводу железнодорожного сообщения: http://www.dvinaland.ru/prcenter/release/15718/
А вот кратко про дорогу на авто: http://www.pravdasevera.ru/print.html?a ... 1051776260
Последний раз редактировалось Kosya 19 янв 2011, 06:43, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Иванов Андрей
Сообщения: 1665
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 17:58
Reputation: 2
Город: Дятьково,Брянской об
Контактная информация:

Re: Есть идея на лето

Сообщение Иванов Андрей » 19 янв 2011, 06:38

Vorchun писал(а):Интересное чтиво в тему:
http://matteuccia.narod.ru/rasnoe/locia/index.html

и еще тут
http://parusa.narod.ru/bib/books.htm -лоция белого моря
и тут
http://parusa.narod.ru/bib/maps.htm - в том числе морская карта
( правда все сильно не новое )
Их неплохо бы разместить в наших ссылках, на Сеа-каяк, хотя бы с картами.

Аватара пользователя
fishmonger
Сообщения: 3879
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 10:17
Reputation: 58
Город: Владивосток
Контактная информация:

Re: Есть идея на лето

Сообщение fishmonger » 19 янв 2011, 10:49

Иванов Андрей писал(а):Их неплохо бы разместить в наших ссылках, на Сеа-каяк
Размещено. Спасибо за напоминание, упустил.

Vorchun
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 03 ноя 2010, 21:02
Reputation: 14
Город: Moskva
Контактная информация:

Re: Есть идея на лето

Сообщение Vorchun » 23 янв 2011, 02:35

вот еще одна ссылочка в тему описания низовий Онеги и Кий острова
http://www.skitalets.ru/water/karelia/onega_desher2003/
Желтое полиэтиленовое бревно

Аватара пользователя
Shoorick
Грозный модератор
Сообщения: 4658
Зарегистрирован: 31 авг 2010, 06:25
Reputation: 71
Город: Минск
Контактная информация:

Re: Есть идея на лето: Онега - Белое Море - Соловки

Сообщение Shoorick » 17 мар 2011, 06:52

Ценная информация о перевозке каяков по РЖД сохранена в теме
Оборудование и обслуживание морского каяка / Re: Есть идея на лето / Anonymous
Белое, Карское, Охотское, Японское, Тихий, Байкал, Адриатика, Черное

Vorchun
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 03 ноя 2010, 21:02
Reputation: 14
Город: Moskva
Контактная информация:

Re: Есть идея на лето: Онега - Белое Море - Соловки

Сообщение Vorchun » 17 авг 2011, 22:18

Лучше поздно, чем никогда... В этом отчете будет больше технических подробностей, нежели сказок о наших приключениях. Фотографии с комментариями, возможно еще всплывут (как то получается, что мы погрязли в суете – фотки лежат, а разобрать и подписать комментарии времени нет). Поскольку в роли двигателя прогресса, в этой затее выступал я – повествование будет от первого лица. Итак, поехали…

Команда:
Воспользовавшись отчетами Павла и Константина внес смятение в душу еще одного умалишенного. По итогам – разыграли эту поездку на двоих.

Лодки:
Шли на Prijon Kodiak и Prijon Touryak.
Перед приобретением лодки была дилемма, что выбрать. Приглянулись две лодки Prijon Kodiak и Point65 Sea Cruiser. Выбор был сделан в пользу Кодиака поскольку:
1) лодка изготовлена в германии
2) применена экструзивная технология
3) более вместительные трюма (из-за отсутствия кармана под скег, и бардачка расположенного на передней деке и не отнимающего место у трюмов)

Prijon Kodiak - был куплен и привезен через Беларусь, некто Геннадий Пашук http://veslo.by/ , потому что на момент заказа я не нашел людей готовых привезти эту лодку. В последствии всплыл некто Михаил Пастухов – оказалось что он возит лодки Приена в Москву, но на тот момент лодка была уже заказана и оплачена. Заключение договора и оплата производились немного своеобразно – без подписания каких либо бумаг, а деньги передавались наличными с попутным ветром (джентльмен джентльмену верил на слово). К моей радости все оказались джентльменами – лодка пришла за оговоренную сумму в оговоренной комплектации в оговоренные сроки. Впечатление от лодки только положительные:
1) крейсерская скорость составляет порядка 7-7.5 км/ч( с опущенным рулем) – нагрузки на весле почти не чувствуется (гребу веслом 2.05 с высоким углом гребли). Не проблема сделать рывок со скоростью 10 км/ч.
2) от загрузки меняется только динамика разгона. Усилие на весле для поддержания скорости от загрузки не зависят.
3) стабильность – проблем не испытывал, а сравнить толком не с чем.
4) курсовая устойчивость без руля нормальна (хотя после сплавного каяка – пофиг). По Онеге шел с поднятым рулем, по морю с опущенным – волна и ветер доворачивали(относительно высокий профиль лодки – плата за вместительные трюма). Опущенный руль отнимает примерно 0.5 км/ч при одинаковой нагрузке на весле.
5) вместительные трюма – поместилось все, включая телегу внутрь. На верху ехали только каска и герма с курткой.
6) большое очко – позволяет опустить гузно в лодку, а потом засунуть ноги
7) грамотно сделаны люки – неопреновые заглушки, как на очке – защищённые сверху пластиковыми крышками. Не текут.
8) Лодка желтого цвета – хорошо заметна издали.

Prijon Touryak – был взят в аренду у Михаила Пастухова. Лодка короче на пол метра и шире на 2 сантиметра нежели Кодиак, но впечатления не такие хорошие:
1) поддержание крейсерской скорости 7 км/ч требует заметных усилий
2) курсовая устойчивость тоже не вызывает вопросов, а вот маневренность значительно лучше
3) трюма менее вместительны, оно и понятно длина меньше
4) при волнении гребцу достается больше острых ощущений (волна проходит по деке, лодка днищем делает шлеп по впадине между волнами), нежели гребцу на Кодиаке
5) руль для нее более актуален нежели для Кодиака
6) лодка темно зеленого цвета – не заметна, совсем не уверен что это можно отнести к плюсам.
7) Размер очка, исполнение люков, бардачек – сделано точно также как и в Кодиаке
8) Качество исполнения обеих лодок нареканий не вызывают.

Дополнительное снаряжение
Телега от Приена. Вещь необходимая – единственный способ транспортировки лодки по суше. Телега сделана грамотно – оба колеса по ширине встают в распор за спинку сидушки перед переборкой заднего трюма. На телегу было погружено две лодки (поскольку самопал для второй лодки был недееспособен) плюс шмотки (в сумме телега везла около 70 килограмм). По уму на одну лодку должна приходится одна телега. Нюанс: телегу надо ставить под центр тяжести – тогда нагрузка на руке при буксировке лодки не ощущается. Для удобства лучше загрузить один из трюмов, чтоб одно из плеч было более длинным (за которое буксируем) – тогда второе плечо не будет задевать землю.
telega.jpg
telega.jpg (38.04 КБ) 5067 просмотров
Помпа – вещь на мой взгляд необходимая. Пользовались ей в основном для откачки образовавшегося болота на дне лодки. Использовать ее в боевом режиме не довелось

Емкость на весло – тоже вещь нужная, но и ее использоватьв боевом режиме не довелось
Буксировочный трос – был изготовлен из 16 метров плавающей веревки 6мм, двух нержавеющих карабинов (мне кажется что алюминиевым или стальным карабинам пришлось бы несладко в соленой водичке) и двух поплавков из пенопласта. Веревка и карабины покупались в Экстриме в отделении, где продают катера, поплавки колхозились из где-то надыбанного пенопласта. Вся конструкция держалась на воде и не тонула. Воспользоваться тросом не довелось.

Стропорез. Был найден в одном из дайверских магазинов (находится в здании бассейна Олимпийского, 5 подъезд). Зная о любви местных жителей к сетям в прибойной зоне – посчитал нужным обзавестись. Использовать не довелось. Лезвие сильно прокородировало. Поскольку лезвия сменные – есть идея покрывать лезвия лаком до эксплуатации.
strop.jpg
strop.jpg (56.68 КБ) 5067 просмотров
Компас. Обычный компас не подходит, поскольку шкала маленькая, руки заняты итд. Было заказан в далекой Америке вот такое устройство. Но воспользоваться им не довелось, поскольку благодаря нашей почте посылка пришла в то время когда мы были уже на маршруте(заказ был сделан за месяц до старта).
kompass.jpg
kompass.jpg (4.54 КБ) 5067 просмотров
SPOT. Был так же заказан в Америке, и по той же причине воспользоваться им не удалось. Предпочтения были отданы SPOT первого поколения. По сравнению с трекером второго поколения у него :
1) питание осуществляется от пальчиковых батареек, а не от мизинцев (на мой взгляд все энергопотребляющие приборы должны питаться от элементов одного формата )
2) время работы от одного комплекта батареек больше
3) жестче стандарты исполнения
4) больше габариты

GPS. C GPS угадали полностью. Был выбран GPSMAP78S:
1) он плавает(хоть он водозащищен и не тонет, все равно все путешествие ехал в герме – дабы не допустить промах Вадима)
2) барометр позволяет писать трек давления при выключенном приемнике
3) трехосный компас заменил обычный даже при волнении
4) кнопки вместо тачскрина позволяли изменять режимы работы одной рукой не вглядываясь в какой раздел меню ты сейчас попал
5) поддержка растровых карт. Удовлетворительных векторных карт белого моря найдено не было. На картах проекта OSM отсутствовали некоторые острова, на картах проета TopoMap острова отсутствовали вообще. На просторах нета была найдена обзорная карта Онежского залива (12009), которая была конвертирована в формат jnx (этот формат поддерживается гармином после соответствующего кряка прошивки). По факту изготовленная карта полностью удовлетворило потребности.
6) Будильник.
Из разочарований – приемник не умеет самостоятельно вычислять приливы. Он может сообщать информацию о приливах, прописанных в картах. Годных карт содержащих эту информацию по факту нет.
По итогам использования – приемник кушал комплект батареек за два ходовых дня в режиме постоянно включенного экрана. Шкала уровня заряда батареи не линейна, если убавилось хотя бы одно деление сегодня, то начинать следующий дневной перегон без смены батареек я не рисковал (нет желания доставать приемник из гермы и менять батарейки на воде). Предупреждение о малости заряда и предложении отключить звук и подсветку говорит о том что батарейки скоро совсем кончатся. Наличие компасов на лодках позволит увереннее держать курс и отказаться от постоянного использования GPS, с другой стороны оценка скорости приближения к точке, а также анализ отклонения от курса позволяет корректировать курс и идти более менее по прямой к цели.

Навигационные материалы:

За основу бралась карта 12009 см выше. Карта была залита в GPS, а так же распечатана, предварительно порезана на куски. Куски помещались на листы формата A4 (масштаб карты сделал 1:200000, в 1 см 2 км ). Перекрытие между листами я увеличил до 5 км (по сравнению с теми, которые используют в атласах). Листы закатывались в матовую пленку(позволяет чертить на не карандашом, и не бликует). По итогам используемые листы карты весь поход жили на деке под резинкой и им ничего небыло…

Лоция белого моря. Оказалась относительно бесполезна. Лоция содержит словесное описание расположения бухт и островов( что и так видно на карте) и совершенно не содержит подробной информации о приливных и отливных течениях( интересует прежде всего направление, а также оценочные скорости течения).

Информация о приливах отливах бралась из программы http://www.wxtide32.com/download.html. С помощью нее был рассчитан график приливов отливов для Кеми на интересующий нас период. Из файлов программы ручками были выдернуты данные про временные сдвиги моментов большой и малой воды для точек Онежского залива относительно Кеми.

Заброска:
Москва-Плесецк – на поезде. Лодки ехали тем же поездом, что и мы. Квест отправки лодок с ярославского вокзала интересен:
1) Багажный вагон цепляют к пассажирским составам по не которому расписанию. Расписание составляется на 2 недели и становится известным только за пару дней до начала соответствующих двух недель (то есть узнать когда же ходя поезда с багажным вагоном в начале июля до кона 20 чисел июня невозможно). Нам повело – так совпало что расписание на конец июня захватывало 1 июля, 1 июля была пятница, 1 июля шел багажный вагон. Итого купить билеты на нужный поезд получилось всего за 2 недели до старта.
2) Чтоб не возникло проблем я пошел к начальнику багажного отделения и договорился, что: лодки едут на одном поезде с нами, погрузку и разгрузку осуществляем мы, после этого он дал добро( поставил свою визу на бланке заявления). Дальнейших проблем со служащими багажного отделения небыло – у нас спокойно приняли лодки.
3) Прием лодок на Ярославском багажном отделении осуществляется круглосуточно(есть своеобразное расписание перерывов). Мы привезли лодки около 12 ночи – их приняли без проблем.
4) В назначенное время мы прибыли для погрузки лодки в вагон. Но грузили все что угодно, кроме нашего вагона. После 4 часов маринования мы увидели начальника багажки. Он видимо заметил нас и лодки – дал какие-то ценные указания служащим – в итоге у нас проверили билеты и пообещали погрузить лодки самостоятельно.
Плесецк-Наволок – грузовая газель. Контакты водителя забрасывающего группы из Плесецка имелись. С водителем условия заброски были оговорены в Москве. Газель ждала нас у поезда и подвезла колесами в воду.

Выброска:
Побережье в черте города Беломорск – станция Беломорск – своим ходом. Лодки ехали на телеге.
Беломорск – Москва – на поезде. Лодки ехали другим составом. Особенности:
1) Город Беломорск не так посещаем туристами нежели Кемь. Вид туристов не напрягает служащих вокзала и местных жителей. У нас приняли лодки без проблем, всячески способствуя. Видимо, заброски и выброски дальнейших поездок я буду планировать по возможности через Беломорск( расстояние от вокзала до берега таково, что преодолевается своим ходом, наличие удобной инфраструктуры на берегу – склад с крытым пандусом на котором мы собирались, а также абсолютное безразличие местного населения ).
2) Багажка Ленинградского вокзала работает до 20 часов. После этого лодки забрать можно, только надо дать на лапу(в районе 100 р) мужику, который пойдет и откроет склад. Обсудив с работником склада перспективные отправки лодок с Ленинградского вокзала я пришел к выводу, что договорится о погрузке лодок можно даже в обход кассы (ибо там могут воспротивится отправке негабаритных грузов)

Сроки.
Поездка планировалось на три недели, но внешние обстоятельства потребовали присутствие моего напарника в Москве. В итоге на всю гулянку у нас ушло чистых две недели.

Особенности маршрута и его прохождения.
Без проблем преодолевали за день около 40 км. В итоге прошли около 220 км по Онеге и 200 по морю. Средняя скорость движения на марше была около 5 км/ч. У меня есть подозрение, что среднюю маршевую скорость можно догнать и до 7, только требуется наличие во всей группе одинаково приспособленных лодок (длинной не менее 5 метров и не шире 0.6 метра), а также поставленная гребля у всех участников (меня удивляло, что напарник не может разогнать Kodiak быстрее 5 км/ч). Шли в среднем по 6-8 часов в день. На море в среднем получался один большой перегон в день (на островах вылезали поразмять ноги), без большого перерыва на обед посередине. После прибытия на место стоянки обычно перекусывали и шли гулять (посмотреть было на что). Планировать следующие перегоны надо заранее, чтобы идти с попутной водой, иногда имеет смысл стартануть под вечер или ранним утром. Обязательно говорить с местными, об особенностях местных течений, есть шансы попасть не туда куда хочется, или туда куда не хочется.
Каждый тащил с собой 5 литровую баклань пресной воды( помещается в кокпите за переборкой переднего трюма ) и 1.5 литра на попить в пути. Обычного этого хватало – но некоторый психологический дискомфорт мы испытывали. Про наличие колодцев на островах узнавали у местных. Также пресная вода может жить в расщелинах камней – дождевая, и в болотинах.

Домашнее задание на зиму
Многое зависит от погоды, поэтому на будущее я все-таки удосужусь прочитать что-нибудбь по метеорологии. Так же было бы неплохо как-нибудь получать метеосводки (из полезных знаний подчерпнутых от местных: дождь сбивает волну – поэтому туча с дождем иногда в тему; ветер северных направлений стихает когда солнце начинает светить с того же направления откуда дует ветер -когда ветер на солнце).
Выяснить как сделать чтоб сигнал SOS от SPOT шел напрямую в МЧС а не через знакомых.( в принципе я готов застраховать группу, при условии что сраховая компания будет сильно способствовать или добавит заинтересованности МЧС по вытаскиванию меня из неприятностей )

Планы.
На следующий год я скорее всего запланирую продолжение гулянки вдоль Поморского берега Белого моря и посещение Соловецкого архипелага ( самих Соловков, Зайцев, Анзера ).
Последний раз редактировалось Vorchun 18 авг 2011, 02:40, всего редактировалось 1 раз.
Желтое полиэтиленовое бревно

Kosya
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 01 июл 2010, 20:27
Reputation: 0
Город: Москва

Re: Есть идея на лето: Онега - Белое Море - Соловки

Сообщение Kosya » 18 авг 2011, 02:40

Vorchun, поздравляю! Даже по этому краткому описанию предвосхищаю интереснейший поход, обязательно постарайтесь описать его с подробностями. Интересен сплав по Онеге (все-таки река и не слишком большая), и в каких условиях шли по морю, какие были ощущения и мысли, ну и т.п.
Очень интересно.

Аватара пользователя
Павел
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 06:01
Reputation: 1
Город: Санкт-Петербург

Re: Есть идея на лето: Онега - Белое Море - Соловки

Сообщение Павел » 14 сен 2011, 06:49

Vorchun, отчёт в студию! Точнее в раздел "Отчёты". Желательно подлинее и поподробнее :) Очень хочется почитать и посмотреть фотки!
Спасибо за технические подробности по снаряге!
Valley Etain 17.5 RM.
Seabird Victory HV.
pavel-lebedev.ru

Legalizer
Грозный модератор
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 22 апр 2010, 21:50
Reputation: 18
Город: Москва

Re: Есть идея на лето: Онега - Белое Море - Соловки

Сообщение Legalizer » 14 сен 2011, 19:06

Картинки интереснее всего, да. Уже месяц почти прошел :)
---
Всего вам доброго :)

Аватара пользователя
Иванов Андрей
Сообщения: 1665
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 17:58
Reputation: 2
Город: Дятьково,Брянской об
Контактная информация:

Re: Есть идея на лето: Онега - Белое Море - Соловки

Сообщение Иванов Андрей » 14 сен 2011, 19:12

... тем более текст уже набран...

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей