Наблюдения по поводу весел у меня совершенно аналогичные.
Меняешь тяжелое алюминиево-полиэтиленовое на стеклянное или карбоновое - скорость остается той же, однако нагрузка падает, усталости меньше.
Аналогичная история с судами. Они, конечно, отличаются по классу, но во многих случаях эта разница в процентах в скорости, по моему мнению, не является настолько существенной. Так, на Сахалине я шел на "Ладоге" параллельно двум экспедиционным морским каякам. В целом, темп был единый. Более важные отличия - в комфорте. Т.е. за счет того, что "Ладога" по сути байдарка (сиденье - доска, упоров нет в принципе), по моим прикидкам, я затрачивал на 30-50% больше усилий.
Опять же, не стоит списывать небольшой километраж на неподходящий класс судна. Помню, я с двумя девушками прошёл 60 км за 2 дня по озерам (70% - озерная часть, 30% - небольшая река). По разным причинам стартовали в 12, финишировали в 20. У меня была сплавная лодка 2.5 м, у них самодельная КНБ (каркасно-надувная байдарка). Оба судна плоскодонки, то есть прямо не едут, зато очень хорошо разворачиваются. Прошли маршрут, чрезмерно не напрягаясь. Не спортсмены.
Весной на той же короткой лодке шёл параллельно группе на "Тайменях" (крейсерские обводы, если кто не в курсе).
http://forum.poehali.net/index.php?boar ... adid=31084
Это была экспедиция по Березинской водной системе, "Из варяг в греки". То есть часть маршрута шли против течения, через водораздел. На некоторых участках было проще мне (узкие, заросшие места), на некоторых им (разливы и ход против течения). Однако шли опять же параллельно. Я не отставал, а кое-где и обгонял. Думаю, что сил затратил побольше, но не жалуюсь, считаю дополнительной тренировкой.
Итого, думаю, что судно и весло роль играют, но не такую значительную. Всегда найдутся люди, которые в интернетах будут сравнивать и сопоставлять какие-то проценты, плюсы и минусы. Не меньшую роль, как выше уже было справедливо замечено, играет техника гребли и физическая подготовка.
Еще бы добавил психологическую подготовку. О ней не упоминали.
К примеру, если человек привык матрасить пару часов в день, он тяжело воспринимает другой темп и другие расстояния. Хотя по физической подготовке выдержал бы их с большим запасом.
Иногда его усталость зависит от цифр "сколько прошли" и "сколько осталось", провозглашенных командиром:)
Иногда многое меняется, когда его играючи обгоняют девочки (не спортсменки). (В целом, как ни странно, женщины азартнее и ноют меньше).
Еще бывает такая штука, когда "речные" водники, привыкшие к постоянной смене пейзажей, выходят на озерный либо морской простор. Многие из них психологически устают на таких просторах, обстановка меняется реже, требуется больше выдержка и терпение (как дети: временами устают не из-за усталости, а из-за однообразия).