Шторма, большие волны

Техника гребли. Эскимосский переворот. Средства безопасности, спасательные жилеты, каски, аптечки. Первая помощь. Волны, ветер и прочие погодные явления.
Аватара пользователя
Имя пользователя
Сообщения: 2427
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 07:29
Reputation: 130
Город: Сакраменто

Re: Шторма, большие волны

Сообщение Имя пользователя » 16 фев 2016, 17:30

Волна полтора-два метра. Если бы не ветер на каяке без проблем выйти и сойти при наличии навыков.
A здесь могла бы быть моя самореклама.

Аватара пользователя
Crozier
Сообщения: 836
Зарегистрирован: 11 май 2013, 22:28
Reputation: 88
Город: Владивосток

Re: Шторма, большие волны

Сообщение Crozier » 16 фев 2016, 18:31

Ага. Когда смотрел первое видео сразу вспомнилась вот эта обучалка: https://vimeo.com/25493508
Мой каяк: Seabird Expedition HV

Аватара пользователя
Штурман Басов

Re: Шторма, большие волны

Сообщение Штурман Басов » 30 май 2016, 21:15

Фиг его знает, ребята, насчёт волн. Мы с товарищем летом 2012 года выгребли на всю катушку в тихом и ласковом Азовском море. Я уже писал об этом. Я был на своём Эссенсе - 17, товарищ - на Ладоге. Вот эти истории: "Из наших азовских наблюдений: основной недостаток Ладоги на толчее - плохая работа на скручивание, лодку как бы разбалтывает, на острых курсах к волне днище сначала "прилипает" к воде, а затем корпус выпрямляется, но уже на гребне, и получает удар снизу от следующей волны. Чувство такое, что лодку взяли за нос и корму и одновременно скручивают, как торсион, и ломают, как медную проволоку. Это азовская "стиральная доска", и она бывает практически во всей "шельфовой" зоне моря, до глубин свыше 7 - 8 м. Её главное неудобство в том, что идти по ней можно только в определённых секторах к фронту волны. Нельзя идти перпендикулярно, но нельзя и под углом больше прим. 30 град., т.к. в первом случае лодку просто ломает при минимальном продвижении вперёд, начинается аттракцион - родео на одном месте, а во втором - лодка уваливается под волну, становится к ней лагом. Из практики мы выбрали примерно угол атаки в 20 град. Это работает на длинных переходах, но опять же при условии, что длина волны будет хотя бы метров 6. Если будет от 3 до 5 - берегись. В июле 2012 -го в том же Утлюкском лимане, где-то в миле от с-западного берега косы, я на полиэтиленовом Essence, но уже в одиночку, попал под северо-восток возле большой отмели, где рыбколхоз ставит вешки и сети на пеленгаса. Глубины там до 1м., много банок. Волнение развело балла в 2 - 3, немного, но началась толчея, когда ветровое волнение лоб в лоб встретилось со слабым нагонным течением, да ещё и на отмели. Волны начинают идти с нескольких сторон, между гребнями - то метр, то метров 5, высота - до метра. (PS. Однако, как потом мне говорили двое рыбаков из колхоза, в тот день примерно каждая 8 - 10-я волна имела высоту больше метра. Они думали, что мне уже каюк, и звонили в МЧС. Спустить свои лодки на воду не могли физически, т.к. у берега были сплошные буруны, лодку и людей отбрасывало назад). В некоторых впадинах оголялось дно, лодку постоянно крутило, прикладывало, как ни рули, всё равно становишься лагом к волне и резко опрокидываешься. Вразумительного движения вперёд практически нет, все силы уходят на баланс и уходы на скорости к - или от - замеченной бортовой волны: видишь опасную волну и резко ускоряешься, поворачиваешь к ней корму либо нос. Через полчаса сил уже не остаётся. И надо было ложиться в дрейф, для чего я снимал ноги с педалей и старался на минуту-две поглубже залезть в кокпит и прижать спину, насколько мог выгнуться, к кормовой палубе. Хрен с ним, думал я, если перевернёт - то тут же перевернёт и обратно, даже и без помощи весла. Главное было не долбануться башкой об дно. Каски, конечно, не было. И действительно, несколько раз лодку переворачивало, а когда я пытался делать эскимос, то или делал его против волны, и ничего не получалось, или наоборот, только начал проводку от носа - тут же боковая волна ставила меня на ровный киль. И если я зевал очередную боковую волну, то переворачивался опять. Однако в промежутках между оверкилями всё же отдышаться удалось. Потом я увидел метрах в 200 - х пятно относительно гладкой воды - это яма. Я тогда поднял руль, он бесполезен, и решил идти к яме, чтобы на плавном волнении хоть как-то отдохнуть. (Именно тогда подумал о пользе скега большой площади, наподобие маленького шверта, площадью квадратов 250 - 300, при нём повысилась бы статическая устойчивость. У Эссенса скег есть, но его площадь где-то 100 кв. см., для курсовой устойчивости на волнении до 2 баллов - достаточно, но для 2 и выше - его просто не чувствуется). Была мысль вылезти из кокпита и идти к берегу пешком, буксируя лодку, но я боялся снимать юбку и вылезать, т.к. думал, что в этом случае лодку точно уж перевернёт и зальёт, к тому же, как всегда по закону подлянки, ветер усилился, и у берега, насколько было видно, вообще была белая вода, стиральная машина. Идти к береговой полосе в штатном режиме означало не идти, а продираться сквозь хаос со скоростью метров 10 - 15 в минуту, а ещё не хотелось потому, что берег в ближайшем месте - соляное полу-болото с выходами на поверхность твёрдого песчаника, на котором вполне можно проломить днище или палубу, будь они хоть трижды композитные. Терять лодку мне не хотелось даже в обмен на отдых и безопасность, потому что она сейчас и есть единственный фактор безопасности. Тем более, что при переворотах я иногда упирался веслом в дно, и тогда лопасть уходила сквозь слой песка в ил и вязла там, и мгновенно выдернуть её удавалось не всегда. Если идти пешком по такому дну - или захлебнёшься на фиг, или надо бросать лодку. В общем, оставалось только одно - быстрее уходить на яму, отдышаться, а затем идти на глубину, к SSW, к выходу из лимана, в сторону Арабатки, на глубины свыше 5 м., но так, чтобы ветер дул ровно в корму. На яме я стоял где-то полчаса, съел два шоколадных батончика и выпил 0,5 воды с 3 гр. соли. Ветер направления не менял, но несколько ослаб, и волнение стабилизировалось в ветровое, т.е. а) подветренные скаты волн стали более пологими, это отлично, т.к. идя с волной и ветром, получается неплохая скорость и совсем небольшой переменный крен, и б) увеличилась длина волны где-то до 5 - 6 м., т.е. нос при глиссировании почти не зарывался в наветренный склон передней волны. В той ситуации такое волнение стало самым благоприятным из всех, и можно было рассчитывать легко пройти 12 - 13 км. до Стрелки. Но нужно было ещё проскакивать участок мелководья между ямой и понижением дна, а это всё же почти 2/3 штормовых мили. Хватит ли сил? Но делать было нечего. Нужно идти. Я рассчитывал пройти этот участок на большой скорости, имея ветер в корму и создав, таким образом, курсовую устойчивость на толчее. Ничего не вышло. После первых же 100 метров опять пришлось лавировать и уклоняться от вертикальных бортовых волн. Опять несколько раз перевернулся. Через час примерно вдалеке показалась полоска более-менее спокойной воды, в том смысле, что там волнение выровнялось и шло по ветру, с северо-востока на юго-запад. меньше стало боковых волн. Ещё через час я почувствовал, что лодку начало качать более плавно, появилась устойчивость на курсе и можно было, наконец-то не уворачиваться от волн, а идти по волнению. Это был уже отдых, между гребками можно было держать паузы. Сверил компас по часам и солнцу. Вроде правильно идём, МК 220 град. Доворачиваю к W ещё на 10 - 15 град. и иду под углом к фронту волны в сторону с. Полковое на Косе. Через два с чем-то часа вижу белую полоску прибоя на косе и постройки. Метрах в 200 -х от берега снимаю юбку и переворачиваю лодку, вываливаюсь и плыву, держа каяк за носовой фал. В общем, такие вот дела. Из "советов постороннего": попав на азовскую толчею, всегда, подчёркиваю! всегда идите по ветру, не сопротивляйтесь, даже если это заставит уходить от берега. При плавании в 10-ти мильной зоне в северной части Азова, в районе от Геническа до Белосарайской косы, полезно брать с собой хорошо подогнанные по ноге ласты, причём, желательно "туфельки", без пяточного ремня. Если бы тогда "чувак" - мой товарищ не взял с собой ласты, мы бы очень скоро выбились бы из сил. А так даже в аварийной обстановке есть высокие шансы не только доплыть на спине до ближайшего берега (я как-то в виде опыта плыл в ластах за лодкой километров 6 - 7, правда, вода была очень тёплая и при лёгком ветре, но тем не менее), но и дотащить каяк. Хорошо брать в ксивник кусковой сахар, батончики или конфеты, чтобы можно было есть на волнении, воду мы всегда берём в пластиковых бутылках по 0,5 л и добавляем туда чуть соли. Бутылки подсовываем под леера и привязываем к ним тонким репшнуром за горлышко. Может очень пригодиться компас, лучше, если геодезический с пеленгатором, всегда нужно брать и стрелочные часы, установленные на местное время, - если компаса нет или же он улетит, можно будет определиться по солнцу и часам или по луне и часам. Пару лет назад начали практиковать в качестве карт цветные распечатки карт Google, формат А4, запаянные в файл. Сшив несколько таких карт, получаем условно непромокаемый планшет, а отметки на такой планшет можно наносить маркером для CD. Планшет подсовывается спереди кокпита под палубные леера и крепится кабельными затяжками через заводские отверстия файлов. Так на каяке оборудуется маленькая штурманская служба. Вёсла: в условиях стиральной доски, на банках, хорошо показывают себя жёсткие прямые "лопаты", типа TNP 702 и т.п., с лопастями из полиэтилена. Китайский вычурный "Альбатрос" разлетелся довольно быстро, до Вернера мы ещё не доросли, а вот чешки - это золотой вариант для штормования в северном Азове. Обязательно - насос, юбка, метров 10 - 20 лёгкого репшнура ф 5 - 6 мм, запасные вёсла. И очень хорошо иметь горнолыжные очки.

Аватара пользователя
Shoorick
Грозный модератор
Сообщения: 4658
Зарегистрирован: 31 авг 2010, 06:25
Reputation: 71
Город: Минск
Контактная информация:

Re: Шторма, большие волны

Сообщение Shoorick » 30 май 2016, 23:27

Спасибо за толковый рассказ. Опыт полезный.
Белое, Карское, Охотское, Японское, Тихий, Байкал, Адриатика, Черное

Аватара пользователя
Bob
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 10 авг 2015, 03:42
Reputation: 2

Re: Шторма, большие волны

Сообщение Bob » 31 май 2016, 00:29

Помню в первый раз на каяк сел, арендованый, и сразу поплыл на 3 дня и 2 ночи, один, в первый раз. Плавал вокруг архипелага. Поэтому острова успокаивали воду и ветра. И вот плыву на север и спустя несколько часов первого дня, острова заканчиваются и открывается открытое море, Балтийское, а оттуда волны большие идут и ветер. Ну я свевервшись с картой, понял что нужно гдето часа два плыть в окне открытого моря, после свернув на восток опять уйду за острова. Ну и поплыл. Срах был но слабенький, скорее просто ощущение опасности и не понимал я тогда как рискую, опыта ноль :))
Плыву, гребу... Волны становятся все больше и больше. Спустя пол часа, волны уже были два метра, два метра!
Я плыл почти им на встречу поэтому каяк был стабильный. И волны не рушились, а как холмы перекатывались. Ошушаеш себя как на атракционе :)) то между волнами -как будто в яме, то на волне - как на холме. И так вот прекачиваешся с горки в подгорку... Я был перекачен адреналином, упорно следовав за ранее проложенному курсу..... Но спустя ешо пол часа, всеже сдался. Не выдержал напряжения, и поплы назад под прекрытие островов, изменив маршрут.

Вот так я в первы раз на каяке да на волнах в два метра, один, и с планами на 3 дня.
Все три дня оказались самыми не забываемыми. На следущий день был штиль, светило солнце. Я переберался с острова на остров, часто устраивав перекуры и варя кофе. Кайфуя. Воды была прозрачная и теплая. Острова были разными, природа изменялась с кажым десятым км. Ничего плохого не случилось. Был уже конец лета.
На следущий год я купил себе каяк :)
Prijon Seayak 520

Аватара пользователя
Штурман Басов

Re: Шторма, большие волны

Сообщение Штурман Басов » 31 май 2016, 21:49

Бобу. Вы расскажите подробнее, под каким углом Вы шли к волне? Сильно ли заваливало назад при всходе на волну? С какой примерно скоростью шли? Откуда дул ветер (относительно Вашего курса)? Совпадало ли направление ветра и волнения? Какая примерно была длина волн (от гребня до гребня)? Сваливались ли "барашки"? Не осаживало ли каяк на корму - в том смысле, что не зарывалась ли корма в только что прошедший под лодкой вал? И ещё. Если возможно, более подробно расскажите о том, почему ".... спустя ешо пол часа, всеже сдался. Не выдержал напряжения, и поплы назад под прекрытие островов, изменив маршрут". Тут важно объективно посмотреть на Ваш конкретный опыт. Может быть, произошло что-то такое, о чём Вы не хотите говорить из-за скромности или боясь, что не поверят, но что может пригодиться другим людям в открытом море, на волнении, может спасти жизнь. Скажите сами, можно ли было тогда не прекращать маршрут и не отворачивать назад, к островам, а идти через волнение? Судя по рассказу, длина волн была где-то метров 10 - 12, с зеркалом воды во впадинах. Что происходило с каяком, когда он попадал на эти "зеркала"? Какие глубины в тех местах? Как Вы перекусывали на ходу? И пили. Если переворачивались, то каким приёмом (лом, проводка и т.п.) вставали? С уважением, Штурман Басов.

Аватара пользователя
Bob
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 10 авг 2015, 03:42
Reputation: 2

Re: Шторма, большие волны

Сообщение Bob » 01 июн 2016, 01:15

Штурман Басов писал(а):Бобу. Вы расскажите подробнее, под каким углом Вы шли к волне? Сильно ли заваливало назад при всходе на волну? С какой примерно скоростью шли? Откуда дул ветер (относительно Вашего курса)? Совпадало ли направление ветра и волнения? Какая примерно была длина волн (от гребня до гребня)? Сваливались ли "барашки"? Не осаживало ли каяк на корму - в том смысле, что не зарывалась ли корма в только что прошедший под лодкой вал? И ещё. Если возможно, более подробно расскажите о том, почему ".... спустя ешо пол часа, всеже сдался. Не выдержал напряжения, и поплы назад под прекрытие островов, изменив маршрут". Тут важно объективно посмотреть на Ваш конкретный опыт. Может быть, произошло что-то такое, о чём Вы не хотите говорить из-за скромности или боясь, что не поверят, но что может пригодиться другим людям в открытом море, на волнении, может спасти жизнь. Скажите сами, можно ли было тогда не прекращать маршрут и не отворачивать назад, к островам, а идти через волнение? Судя по рассказу, длина волн была где-то метров 10 - 12, с зеркалом воды во впадинах. Что происходило с каяком, когда он попадал на эти "зеркала"? Какие глубины в тех местах? Как Вы перекусывали на ходу? И пили. Если переворачивались, то каким приёмом (лом, проводка и т.п.) вставали? С уважением, Штурман Басов.
Да я плохо помню, давно было. Я тогда ешо и скорости каяка не знал. Думал что на нем как а велосепеде летиш :)))
Когда на волне сидел то передняя часть каяка оказывалась над водой, метр - полтора, по разному. Потом плавно опускалась, слегка шлепнув иногда. И волны то тоже были разные, то 1 метр, то 2. Брашаки были но маленькие на поверхности волны, как будто крошечные волны на большой волне.
Когда был между волнами, то подходящая волна нахлыновала на переднюю часть каяка, рассееваясь до середины каяка, тоесть до меня, наливало в юбку. Каяк у меня был заполнен на дня 4 - водой, жратвой, итп. Тоесть был тяжелый. Поэтому поведение его на волнах соответственное, да и более стабильнее он был из за веса.
Волны были с севера, а мой путь должен был идти на север, и потехоньку поварачивая на восток. Тоесть в конце концов волны били бы мне в бок. И когда они уже шли на меня с 45 градусов слева, тогда я решил убежать на юг.

Во время движения у меня было много сомнений насчет моей скорости и сил. И пить я боялся, опасаясь потерять баланс. Из-за много появившихся у меня сомнений насчет верности своего пути я ушол с курса. Я так же опасался что волны будут больше. Потом я понял что мой омбициозные расчеты, что мне нужно всего 2 часа на преодоление пути с волнами были занижены :))) там часа 3 нужно ато и больше. Я до сих пор не знаю насколько сильно влияли волны на мою скорость но может быть она была и даже 3 км/ч хоть я и греб свежо и в темпе.

Щас вспомнил что волны шли медленно. Секун наверно 10 с одной на другую, и ногда дольше иногда меньше. Сам архипелаг это каменныйе острова, тость везде сплошной камень а также впадины под водой где глубина меняется часто, это и влияло на волны, их длину и частоту.

Вот на карте, я шол с левой стороны eckero к geta, и вот там где окно северное, оттуда и были волны. Сам путь я держал на, foglo, расчитывая на 4 дня, но зделал за 3, поплыв с южной стороны :))

Карта так себе, на самом деле там несколько тысяч островов, но тут урезана до самых больших

Изображение
Prijon Seayak 520

Аватара пользователя
Штурман Басов

Re: Шторма, большие волны

Сообщение Штурман Басов » 01 июн 2016, 22:14

Бобу. Всё правильно. Профессиональный подход. А я в сентябре 2011 - го едва не утонул по-идиотски в похожей ситуации. Это было где-то в миле от берега, между п. Солнечногорское и Малореченское, в Крыму. Тогда задувал сильный "батумец", это ветер от ЮВ. А я решил пройтись в п. Морское. У берега волна была до 1,5 м, но короткая, так я решил уходить в море. Ну и там началось. Если интересно - подробно напишу позже. А пока вопрос. Вот Вы пишете: "...Ну я сверившись с картой, понял что нужно где-то часа два плыть в окне открытого моря, после свернув на восток опять уйду за острова" . Уточните, что за карта (бумага, электронная). Как герметизировали карту? Как сверялись: по видимым береговым ориентирам и карте? по компасу, лагу и карте? по солнцу, компасу и карте? Или был навигатор? Если был, то какой? С ув. ШБ

Аватара пользователя
П.М.
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 07:23
Reputation: 27
Город: Москва
Контактная информация:

Re: Шторма, большие волны

Сообщение П.М. » 01 июн 2016, 23:22

Штурман Басов писал(а):Б Если интересно - подробно напишу позже.
Интересно,пишите. Заметки по Азову- отлично.

Аватара пользователя
Bob
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 10 авг 2015, 03:42
Reputation: 2

Re: Шторма, большие волны

Сообщение Bob » 02 июн 2016, 02:38

Штурман Басов писал(а):Бобу. Всё правильно. Профессиональный подход. А я в сентябре 2011 - го едва не утонул по-идиотски в похожей ситуации. Это было где-то в миле от берега, между п. Солнечногорское и Малореченское, в Крыму. Тогда задувал сильный "батумец", это ветер от ЮВ. А я решил пройтись в п. Морское. У берега волна была до 1,5 м, но короткая, так я решил уходить в море. Ну и там началось. Если интересно - подробно напишу позже. А пока вопрос. Вот Вы пишете: "...Ну я сверившись с картой, понял что нужно где-то часа два плыть в окне открытого моря, после свернув на восток опять уйду за острова" . Уточните, что за карта (бумага, электронная). Как герметизировали карту? Как сверялись: по видимым береговым ориентирам и карте? по компасу, лагу и карте? по солнцу, компасу и карте? Или был навигатор? Если был, то какой? С ув. ШБ
Карта была обычная, туристическая, безплатная с кучей рекламы, во всех магазинах лежит. Я ее вырезал, и заламенировал, такая машинка которая а4 в пластик плавит. А на берегу смерялся с гпс на планшете. Искал себя на карте, прикладывал компас и искал градус движения, и по растоянию пытался вычеслить время движения. )))
Prijon Seayak 520

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость