Шторма, большие волны

Техника гребли. Эскимосский переворот. Средства безопасности, спасательные жилеты, каски, аптечки. Первая помощь. Волны, ветер и прочие погодные явления.
Аватара пользователя
Bob
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 10 авг 2015, 03:42
Reputation: 2

Re: Шторма, большие волны

Сообщение Bob » 02 июн 2016, 02:42

Планшет ipad 4, был, щас тоже он, только уже в жесткой защите от воды, от фирмы lifedge. Я пламо на планшет компас прикладываю или даже в программе есть вычесление градуса. Классный корпус, он не дает каплям воды на экран нажимать. Можно прямо на каяке использовать
Prijon Seayak 520

Аватара пользователя
Штурман Басов

Re: Шторма, большие волны

Сообщение Штурман Басов » 02 июн 2016, 19:38

Бобу. Ясно. Толково. Спасибо за подсказку.

Аватара пользователя
Штурман Басов

Re: Шторма, большие волны

Сообщение Штурман Басов » 03 июн 2016, 05:34

Коллеги. Я заранее прошу у вас прощения за то, что «слишкаммнога букав». Однако, речь здесь пойдёт не о каких-то достижениях, о которых меньше всего нужно говорить. Речь пойдёт о происшествии, о личных ошибках и недочётах. А разбор происшествий и ошибок по определению должен быть тщательным и подробным.
Я обещал рассказать о приключении в Крыму. Немного забегу вперёд. В районе Малоречки дно не так круто уходит вниз, как, например, возле Фороса или даже возле Медведь-горы. Градиент глубин между Малоречкой и Рыбачьим где-то в два раза меньше, чем в других районах побережья с круто падающим скальным берегом. Небольшой мысок (название забыл), который вдаётся в море с восточной стороны Малореченской бухты, имеет своё продолжение под водой, как маленький подводный хребет. Этот хребет уходит от берега примерно на 1 км и идёт на глубинах от 5 до 40 - 50 м. Шельфовое плато, посредине которого идёт этот хребетик, небольшое, шириной метров 300, однако оно тянется от берега на 1,5 - 2 км и местами имеет подводные холмы. Эту гидрогеологию я выяснял потом, когда пытался более-менее вразумительно объяснить, почему волнение в этом районе вело себя несколько странно. А пока запомним эти обстоятельства.
Итак, в тот день товарищ дал мне покататься свой американский каяк Exodus фирмы Dagger. Лодка хорошая, слов нет, только она сразу же показалась мне немного тяжеловатой. Каяк вполне сопоставим с моим любимым Essence, однако из-за веса был несколько более инерционным. Нос каяка – чисто “атлантический”, однако всхожесть лодки на волну имела одну особенность. Если острый нос Essence частично зарывался в волне, а затем более-менее плавно поднимался вверх по склону, то массивный и не столь заострённый нос Эксодуса практически не зарывался, а резко подбрасывался вверх, как будто бы был совершенно плоским. Из-за этого свойства лодка тряслась на короткой волне, жёстко билась носом при переваливании с гребня на гребень, хотя поперечная остойчивость при этом была всё же выше, чем на Эссенсе или Ясаке. При пробном прохождении прибрежной волновой полосы выяснилось ещё одно достоинство тяжёлого и широкого носа: лодка прощала ошибки в откренивании при ходе против волны и под углом к ней в секторе 40 – 50 градусов. На узком Ясаке при таком угле атаки уже ищешь опору, а тут спокойно выгребаешь наверх и не спеша переваливаешься через гребень, вполне спокойный и уверенный в том, что какая бы яма ни скрывалась за новым валом, на таком крокодиле не пропадёшь.
Решив идти в Морское и рассчитывая закончить переход засветло, я взял с собой основное весло – TNP-шный асимметрик, дайверский наручный компас, стрелочные часы, предварительно выставленные по GMT + номер часового пояса, ласты - туфельки, запасное вёсло (симметричную TNP- шку – «лопату»), еды и воды на сутки. Консоль для компаса и гоупрошки устанавливать не стал, так как снимать не рассчитывал. Да она и мешает немного. Одел стираную белую футболку под горло с рукавами, обрезанными и подшитыми чуть выше запястья, и широкие х/б шорты с репшнуром, вдетым вместо поясной резинки. На ноги одел укороченные дайверские неопреновые носки – «двойку». Укороченный подъём позволял при необходимости снять их одной рукой, - ну, например, если придётся аварийно одевать ласты. Ласты мои на носок не одевались, так как туфельки со временем стали анатомически точно облегать ступню и плохо растягивались. На голову взял стираную х/б панаму – черепаху с полями шириной 30 мм и подбородочной верёвкой из репшнура. Эта панама с пластиковым кольцом внутри могла быть - в случае необходимости - привязана к длинному шнуру и выброшена за борт в качестве плавучего якоря.
Еда на переход. Первый перекус на волне состоял из шоколадного батончика, завёрнутого в тонкий лаваш. Эта кукла оборачивалась т.н. «фольей» – тонкой п/э плёнкой. В чём удобство? – В том, что куклу можно кусать вместе с герметичной обёрткой, а затем (извините за физиологические подробности) уже во рту выжёвывать плёнку и выплёвывать её, практически чистую. На процесс еды может отвлекаться только одна рука, поэтому остальные камбузные операции нужно делать другими частями тела. Второй перекус – кусок шоколада и чернослив или курага. Чернослив и курагу можно от воды не защищать, а вот шоколадку я тоже завернул, как и батончик. Питьё было простое. Две бутылки по 1,5 минеральной воды, привязанные под горлышки тонким репшнуром. Одна бутылка засовывалась под носовые леера, между частями запасного весла, вторая – под кормовые, но так, чтобы её можно было легко вытянуть за шнур.
В прибрежной полосе высота волн была в районе 0,7 – 0,8 м., однако, длина и период волны позволяли довольно легко сесть в каяк и отойти от берега. Метрах в 400 – х от береговой линии я вышел из ветровой тени, которую создавал восточный мыс Малореченской бухты. И тут же получил первый удар. Из-под серого облачка к юго-востоку от бухты вырвался шквал, который почти мгновенно приутюжил верхушки волн. Воздушный поток с высоким давлением сначала как бы прижал волны, смял их, вызвал мелкую рябь на поверхности. Тут же с некоторых валов начали срываться первые барашки, ещё небольшие, нешумные. Шквал разделил волны на группы, спутал их направление и очень быстро вызвал уменьшение длины волны. Теперь вместо спокойных перекатов с волны на волну лодка не успевала сойти со встречной волны без того, чтобы нос не втыкался в следующую. Такое положение длилось минуты две. Шквал улетел так же быстро, как и прилетел. Хаотическая толчея, которую развёл этот разбойник, длилась ещё несколько минут, в течение которых я старался быстро отойти подальше от берега, туда, где виделось уже более спокойное волнение. Там, где-то в километре от берега, стояла рыбацкая лодка. По амплитуде её качки можно было понять, что валы идут с юго-востока, их высота не должна превышать 1,5 м, а длина волны и её профиль вполне позволяли безопасно идти в том районе к NOO, курсом примерно 70 – 75 градусов. По сути, этот курс был наиболее выгодным, хотя и вынуждал идти, как говорится, лагом к волне. Однако впадины между соседними волнами были довольно широкими, а в средней части практически превращались в спокойные долины, по которым можно было некоторое время идти при нулевом крене. Так, думал я, можно будет уверенно грести, сколько возможно, по центру таких «долин», затем переваливаться через набегающую волну, скользить по её наветренному склону и попадать в соседнюю долину, где цикл движения должен был повторяться. Так можно спокойно и уверенно пройти до Рыбачьего. Там, на траверзе посёлка, можно будет остановиться на большой глубине, выпустить плавучий якорь и дрейфовать для перекуса и небольшого отдыха. Тем временем ветер несколько усилился, правда, не настолько, чтобы отворачивать назад, однако чувствовалось, что задуло надолго. Это явно «батумец» - черноморский ветер, дующий в конце лета в северной и центральной части Чёрного моря от юго – востока на северо-запад. Длительность его работы может достигать нескольких дней, ветер устойчивого направления, хотя его сила не превышает обычно 3 – 4 баллов.
Через минут 10 характер волнения начал меняться. Сначала валы, идущие от SOO, начали «ломаться» под воздействием ветра. В середине волны возникал уголок, из которого начинала движение новая волна, рождённая из недр старой. Эта новая шла под небольшим углом к волне - «маме», в результате чего высота волн не изменилась, однако ширина долины стала быстро уменьшаться. Пока хаоса и толчеи не было, но через несколько минут я увидел, что расстояние межу гребнями соседних волн уже не превышает 7 – 8 метров, а в некоторых местах – и того меньше. Начались шлепки носа о подветренные склоны встречных волн. Это означало, что длина волны становится сопоставимой с длиной лодки. Вынужденно сворачиваю с курса. Сначала почти точно к O, а затем иду уже прямиком в открытое море, совершенно не туда, куда надо. Компасный курс где-то 140 градусов. Минус магнитное склонение (5 градусов). Это получается, что я иду как раз против ветра, но не на Морское, в куда-то в Грузию. Но идти нужно, потому что вдали, на глубинах больше 100 м. волнение не такое острое, валы более пологие, да и потом, когда лодку выносит на вершину волны, можно рассмотреть береговую полосу. А она вся сплошь белая. Там, скорее всего волны дошли до полутора - двух метров, и высадиться всё равно не получится. До берега - миля, может быть, чуть больше. Паниковать рано. Нужно уйти ещё дальше к SO, и пробовать пробиваться к NО зигзагами по более длинной и пологой волне. Прошло ещё минут 15. Я старательно ухожу к SO, однако замечаю, что ветер тоже уходит, но к S. Опять начала «ломаться» волна. Стараюсь подстраиваться под неё, а это неизбежно означает уход курса ещё больше к югу. Пипец. Куда я иду? Смотрю на компас. Курс – 160. Это уже на Турцию. Однако ещё через минут десять волнение стабилизируется, приспособившись под изменившееся направление ветра. Волна следует за ветром и идёт уже не от SO, а от SSO. Полосу прибоя уже не видно. Я нахожусь в таком месте, где влияния берега на ветер уже нет, в том смысле, что в воздухе не чувствуется прибрежных завихрений и местных нестабильностей: идёт размеренный и однородный воздушный поток. Решил выпить воды и сьесть кусок куклы – на ходу, без выпуска плавучего якоря. Поставил лодку носом к волне. Слева по борту положил на воду лопасть. Правой рукой достал бутылку, зубами открыл крышку – поилку, напился, закрыл зубами поилку. Зажал зубами бутылку за крышку и подправил положение лодки. Засунул бутылку под леера. Достал из ксивника куклу и быстро сьел её в два прикуса. Тем временем ветер отвернул ещё больше к югу и практически перешёл к юго-западным румбам. Это было бы выгодно, так как поворот ветра к W делал его попутным для меня. Я уж подумал, что дует какой-то неустановившийся ветерок, и если он и дальше будет отворачивать к W, то волнение тоже перестроится и пойдёт от вестовых углов, станет на несколько часов попутным и позволит лодке с минимумом неудобств дойти до Рыбачьего (о Морском я уж и не думал). Но всё-таки это был «батумец». Он, видимо, рыскнул к югу, а затем окончательно установился и задул оттуда, откуда и должен был дуть, с SO. Волна снова сломалась, но уже в обратном направлении, профиль валов стал круче, острее, всё больше и больше подворачивались «барашки». Расстояние между соседними волнами уменьшилось до 4 – 5 метров, что вынуждало идти под углом к фронту волны где-то 40 – 50 градусов. Лодка переваливалась через гребни и плюхалась своим утиным носом в каждый наветренный склон. Здесь и пригодилась повышенная остойчивость Эксодуса: на всём пути от берега я перевернулся раза три – четыре, не больше. Тем не менее, когда лодка оказывалась на ребре вала, нужно было быстро наклоняться вперёд и делать два – три ускоряющих гребка для того, чтобы набрать скорость, пройти крутизну наветренного склона, чуть отвернуть влево и на скорости въехать на подветренный склон следующего вала. Алгоритм движения можно представить примерно так: зависание на миг на ребре волны – резкое ускорение на склоне – откренивание лодки влево во впадине – крен вправо и глубокий гребок у подножия вала – выход с креном на левый борт на гребень следующего вала – зависание на гребне. Но от такой езды сил у меня становилось всё меньше и меньше. Что делать? Учитывая стабилизацию ветра и волнения, высоту и длину волн, нужный курс и курсовой угол к фронту волны, я решил, что засветло зигзагами до Рыбачьего могу не дойти. Посёлок был в пределах видимости, хотя над морем и повисла лёгкая штормовая дымка. К этому времени лодка находилась примерно в той же миле от берега, однако уже гораздо восточнее Малореченского. Ветер и волнение шли от SO, с небольшим отклонением к S, следовательно, если я лягу на обратный курс на Малоречку, таковые ветер и волнение становятся попутными. Это хорошо. Но вот вопрос: а где высаживаться на берег? У подножия восточного мыса Малореченской бухты есть крохотный галечный пляжик. Перед пляжем – отмель, на которой нет больших камней и валунов. Во всей видимой округе более удобного места для высадки я не увидел. Но в том месте, под водой, после отмели идёт обрыв, резкий перепад глубин, а ещё чуть дальше – большой вертикально стоящий на дне валун. Эта граница профиля представлялась мне наиболее опасным участком на пути к берегу. Но выбирать не приходилось. Разворачиваю лодку и ложусь на курс 320. Через час я оказался ровно на траверзе восточного мыса, на расстоянии примерно километра от того пляжа, на который рассчитывал попасть. Ветром и волнением лодку снесло несколько западнее того места, в котором я хотел сделать поворот к N. Поэтому я довернул к NO и попытался двигаться к пляжу. Курс был не очень удобный, поэтому я почти сразу же развернулся к О и старался идти до пересечения с такой линией курса, по которой лодка по прямой вышла бы к пляжу, пересекая попутные волны под самым оптимальным углом. Через 15 – 20 минут по моим прикидкам каяк вышел на нужную линию, поэтому я по возможности резко развернулся в ложбине и пошёл по финишной прямой.
Сначала я услышал какой-то шорох. Нарушилась монотонность, какая бывает в море при стабильном ветре и волне. Несколько валов, обгонявших лодку, были какими-то странными: два или три были совсем плоскими, а вслед за ними прошли три или четыре вала, высота которых была больше средней. Я даже едва не завалился на борт на вершине одного из них, когда ловил опору, так как вместо воды справа лопасть опёрлась на воздух. На миг ветер как будто стих, а затем я почувствовал быстрое понижение температуры. Боковым зрением отметил, что сзади приближается что-то более тёмное, чем обычная догоняющая волна. Я ещё не видел, что это, однако, вдруг все звуки, доходившие сзади, стали глухими, потеряли тон и громкость. Было ощущение, что за спиной быстро развесили звуконепроницаемый экран или поставили стенку из фанеры. Первый вал, который подошёл к лодке, сначала высоко задрал корму, и я был вынужден наклониться вперёд и упереться руками о палубу. После этого корма так же резко опустилась вниз. Нос взмыл куда-то вверх. Я всё ещё держался за носовые леера, телом прижав весло к бортику кокпита. Назад из такой позы я никак оглянуться не мог, поэтому смотрел в нос лодки и видел, что мы куда-то проваливаемся. Было такое ощущение, что я иду по склону ледяной горы, срываюсь и лечу вниз, отчаянно цепляясь за склон кошками и ледорубом. Странное состояние: успеваю подумать о том, что если это сон, то почему я мокрый и болит поясница? А если это реальность, то почему мы так долго падаем? Ведь мы же в море, а в море ям нет. И тут что – то холодное и большое с силой прижимает меня к палубе. Весло выворачивается, бьёт по спине и улетает куда-то назад. Я вижу, что вокруг вода, она прозрачная, чистая, но вот лодка относительно воды находится совсем не так, как должна. Как будто со стороны я вижу, что каяк, словно погружённое в банку веретено, вертикально стоит в толще воды, а я сижу в нём, согнутый пополам, и смотрю вверх. Затем мы делаем какой-то замысловатый кульбит, я инстинктивно охватываю корпус руками и перекатываюсь вместе с лодкой по поверхности воды. Вестибулярный аппарат не работает, поэтому я ещё не понимаю, где верх, а где низ, но кожей чувствую воздух, поднимаю голову и наконец-то делаю вдох. Лодка становится на ровный киль, но тут же, видимо, дав мне несколько секунд отдышаться, море кладёт нас на борт и переворачивает. Весла не нахожу, поэтому встаю на руках. Снова переворачивает. Мы колбаской катимся по склону волны. Что-то бьёт по шее. Это весло. Но снова встаю на руках и делаю ошибку: руки нужно вытягивать против волны, а не по её ходу. Тогда сам ход волны помогает перевернуть лодку и встать. Если сразу встать на ровный киль не удаётся – нужно сразу перебрасывать руки на другой борт и повторять попытку.
Голова немного кружится, я снова ложусь на носовую палубу, охватываю корпус руками и закрываю глаза, чтобы побороть головокружение. Через минуту примерно начинаю осматриваться, вижу весло, бутылки с водой, несколько черносливов. Осторожно встаю, подтягиваю за шнур весло, бутылки, выпрямляюсь окончательно и возвращаюсь к обычному режиму. Волнение стабильное, однако, я начинаю понимать, что попал в место с аномальным характером волн, и поэтому на предельной скорости ухожу от него. Но куда идти? Интуитивно предполагаю, что уходить нужно не просто вперёд, а вперёд и в сторону, под углом 90/2 к тому курсу, на котором попал в переплёт. До кромки пляжа лодка дошла без особых приключений. Но всё время было неприятное чувство, что вот-вот сзади подкрадётся сине-зелёное чудовище и опять сбросит нас в провал. Я шёл, подгоняемый страхом, который вдруг очнулся, вышел из оцепенения и заставлял всякий раз разгоняться и глиссировать на полном ходу по склонам попутных волн – для того, чтобы хоть какое-то время идти вместе с безопасным валом. Усталости в эти минуты не чувствовалось. На кромке пляжа был заметен бурун, это сказывалось резкое поднятие дна. За буруном валы становились выше и короче, однако из-за выпуклого дна пляжа вода растекалась к его краям, образуя в центре площадки небольшой участок, похожий на медленно кипящую поверхность большого котла. Это меня устраивало. Нужно было туда попасть, перескочить на полной скорости через бурун, снять юбку и аккуратно отстрелиться. Примерно за 50 метров я начал разгон. Подправлял курс рулём. Бурун приближался. Когда нос вошёл в пенный откат, я приготовился к удару и перестал грести для того, чтобы иметь свободное весло и руки для поддержки. Однако никакого удара не случилось. Лодка к моему изумлению чуть приподнялась и как по сливочному маслу вошла в медленные слои перемешивающейся воды. Через несколько секунд я отбросил весло, стянул юбку и перевернул каяк. Ещё через минуту - другую под ногами почувствовалось твёрдое дно. Ну, остальное было делом простой техники.
Но всё-таки, что же это было? Судя по всему тому, что удалось узнать о волнении, это была маленькая «нетипичная волна», которая образовалась на несколько секунд над поднятием дна. В одной точке сошлось несколько факторов – ветер, профиль существующего волнения, профиль дна, глубины и придонное течение. В поверхностном слое воды течение фронтально встретилось с ветровым волнением. Перекатываясь через поднятие дна на небольшой глубине течение одной своей ветвью поднимается вверх, а возле поверхности эта масса воды отклоняется назад ветровым волнением. Несколько последовательных волн сжимаются, как мехи гармошки, а несколько наоборот растягиваются, и возникает область интерференции, в которой образуется сначала провал между волнами, а потом - «компенсирующая» этот провал нестандартная волна. Вот в эту точку мы и попали.

Аватара пользователя
Shoorick
Грозный модератор
Сообщения: 4658
Зарегистрирован: 31 авг 2010, 06:25
Reputation: 71
Город: Минск
Контактная информация:

Re: Шторма, большие волны

Сообщение Shoorick » 03 июн 2016, 07:00

Exodus мне понравился: Морские каяки / Dagger Exodus
(А может это был тот же экземпляр?)

На генштабовской 500-метровке этот шельф не просматривается, хотя по заявленным размерам должен бы.
Когда шли вдоль берега, тоже никак не запомнилось. Но погода тогда была хорошая.
Белое, Карское, Охотское, Японское, Тихий, Байкал, Адриатика, Черное

Аватара пользователя
Штурман Басов

Re: Шторма, большие волны

Сообщение Штурман Басов » 03 июн 2016, 20:42

Shoorick писал(а):Exodus мне понравился: Морские каяки / Dagger Exodus
(А может это был тот же экземпляр?)

На генштабовской 500-метровке этот шельф не просматривается, хотя по заявленным размерам должен бы.
Когда шли вдоль берега, тоже никак не запомнилось. Но погода тогда была хорошая.
Лодка хорошая. Мы с товарищем покупали каяки в один год, в одном городе, но у разных продавцов. Кореш - у широко известного Миши Петелицкого, а я свой Эсс - в магазине "Эктив рест", тоже киевская контора. Их привезли в Донецк одной фурой, и насколько я знаю, Эксодус до войны ездил только в Крым и по Донецкой области. Так что вряд ли он ещё где-то светился. Что до рельефа дна. Мне об этом хребетике рассказывали местные и приезжие любители рыбалки. В хорошую погоду они выстраивают свои лодки прямо над этим поднятием, и если смотреть со стороны, то лодки стоят, как будто специально в прямую линию. А если с этого пляжика отплыть метров 100 и нырять в маске, то в хорошей воде можно рассмотреть и сам хребет, и плато, вдоль которого он тянется, и странные холмики. Всё честно, да и потом, я пока что не нахожу других вразумительных объяснений странной волны, в которых отсутствовал бы фактор неровности дна и небольшой глубины.

Аватара пользователя
ADS Dima
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 08 янв 2017, 18:59
Reputation: 8
Город: Харьков

Re: Шторма, большие волны

Сообщение ADS Dima » 18 авг 2018, 08:49

Ну и история.и как при всем при этом Вам удалось сохранить здравый рассудок? Я недавно делал переход-шести километровый участок водохранилища в длинну(естественно по середине)в условиях сильного порывистого ветра,как мне казалось попутный ветер ничего не испортит,поможет)))а на деле,как оказалось,короткие волны в спину с амплитудой около 5 метров. Время остановилось,минуты длились как часы.расстояние между волнами уменьшалось,нос каяка пару раз пытался занырнуть вниз.частично погруженным в черную воду он мне казался таким страшным.задняя волна,сильно подымающая корму в ненужный момент пыталась как-бы заломать меня,сбить с нужного курса.я шел вперед-разгон волны все увеличивался,а поворот и берег никак не приближался.Все закончилось хорощо-я удержал лодку,спустя наверно час таки завернул за поворот,где было уже поспокойнее.но вот так и не понял урока- как надо было действовать- я кроме как табанить пока ещё ничему за 3 года не научился.стараться не давать обогнать себя волнами получается так что ли?или наверно просто не делать такой переход во время грозы.

Штурман Басов
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 22 июн 2016, 15:04
Reputation: 2
Город: Докучаевск

Re: Шторма, большие волны

Сообщение Штурман Басов » 04 фев 2019, 19:49

Сам не знаю. Видимо, на инстинктах. Чувства были очень похожи на те, что возникают при срыве ИТО на скальной стенке: на секунду полная беспомощность и ужас, затем, когда остановился, быстро соображаешь, за что ухватиться и как закрепиться.Помогло то, что волнение само переворачивало лодку, так что была пара секунд, чтобы воздуха набрать.

Аватара пользователя
aborigen
Сообщения: 8892
Зарегистрирован: 26 фев 2011, 20:26
Reputation: 106
Город: Франция, Bretagne

Re: Шторма, большие волны

Сообщение aborigen » 04 фев 2019, 20:43

Дошли руки прочесть повествование. Каков результат "разбора полёта", кроме очевидного: любой мыс - есть зона повышенного риска?

Имея изжогу от фантиков, совершенно не понял идеи кушать булку в целлофане. Куда вы потом выплёвываете обсоски плёнки? Надеюсь, не за корму гадите? Мюсли в пластиковой бутылке - просто отличный и полезный перекусон. Причем состав мюслей можно определить самостоятельно.
Ноги? Крылья? Кнопка!

Аватара пользователя
Shoorick
Грозный модератор
Сообщения: 4658
Зарегистрирован: 31 авг 2010, 06:25
Reputation: 71
Город: Минск
Контактная информация:

Re: Шторма, большие волны

Сообщение Shoorick » 18 фев 2020, 21:27

Что-то прилетело. Место и время не знаю.
https://youtube.com/watch?v=dwU4sS0DSY0
phpBB [video]
Белое, Карское, Охотское, Японское, Тихий, Байкал, Адриатика, Черное

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 12 гостей