Дрейф в открытой воде, ветер, волны
- stapelmoor
- Сообщения: 102
- Зарегистрирован: 15 авг 2012, 07:39
- Reputation: 9
- Город: Izmail
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
большие параходы тоже разворачивает лагом к волне если аварийная ситуация и остановился главный. наличие швертов или узкого длинного киля никак не изменят положение вещей, пока не дашь движения будет вертеть как волнам угодно, для каяка в данной ситуации может быть полезен плавучий якорь, вас развернет поветру носом к волне. сделать его можно из пакета супермаркета или мешка из под картошки:)
- Круглый Филин
- Сообщения: 121
- Зарегистрирован: 02 ноя 2013, 00:09
- Reputation: 0
- Город: Москва
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
stapelmoor, спасибо за полезную инфу о пароходах!
WS Tsunami 145, Смена1 2 штуки(предоставлены производителем, обе расклеились, не рекомендую), Щука1 (хорошая, но не для холодной или открытой воды, нынче разобрал на гермы)
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
1) физика процесса такова: рассмотрим случай, когда акватория открытая, а неровности дна не играют роли (глубоко). Тогда направление распространения волн можно считать параллельным направлению ветра.Круглый Филин писал(а): Ситуация: большой открытый водоём, встречный ветер 5м/с, соответствующие волны и Цунами 145 без руля. Бросаю вёсла.
Ожидаю, что меня развернёт носом по ветру, но вместо этого каяк поворачивается на 90градусов и более не желает поворачиваться, так и остаётся болтаться параллельно волнам.
Вопрос:
1) почему так происходит, в чём физика этого процесса? Я рассчитывал, что из-за некоторой разницы в парусности носа и кормы, а так же из-за разного сопротивления подводных частей носа и кормы - меня всё же будет поворачивать перпендикулярно волне, как флюгер. Но этого почему-то не происходит.
2) если бы был опущенный руль или скег, флюгер бы удался?
3) а как вы поступаете, когда надо на больших волнах выполнить протокол?
В этом случае из соображений симметрии ясно, что существует 4 положения равновесия судна: носом к ветру, кормой к ветру, лагом к волне (корпус параллелен волне) левым бортом и правым бортом. Первые 2 положения - положения абсолютно неустойчивого равновесия, т.к. небольшое отклонение судна от положение равновесия вызовет силы (благодаря действию волн на борта судна), которые приведут к еще большему отклонению от равновесия.
Остаются 2 эквивалентных устойчивых положения равновесия - левым и правым бортом к волне.
2) из п. 1 ясно, что нет
3) за 2 часа (когда еще можно терпеть) можно уйти на 15 км и выйти из зоны значительного волнения, либо войти в зону, где можно пристать к берегу. Я сам хожу на каяке-двойке. Если идешь вдвоем - можно воспользоваться бутылкой, пока напарник гребет.
КБ СамБот - производство судов для спорта, отдыха и туризма
- Круглый Филин
- Сообщения: 121
- Зарегистрирован: 02 ноя 2013, 00:09
- Reputation: 0
- Город: Москва
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
Mikle, мне кажется, благодаря вам, я понял. Вот детали: (положим, идём на волну и уже есть небольшой угол с волной) когда на каяк накатывает волна, она сначала всей своей мощью ударяет в нос, а потом прокатывается по всему корпусу, стихая. Тоже самое можно наблюдать на берегу, как волны, обрушиваясь на берег под углом, постепенно стихают. Так вот, ударяясь в нос, волна немного проворачивает лодку, и так до тех пор, пока лодка не развернётся параллельно волнам. Большую часть энергии волна отдаёт, впервые ударяясь о препятствие.
Волны отличаются от ветра тем, что действуют по очереди на разные части каяка, в то время как ветер распределяет давление равномерно на все части. Если бы был (гипотетически) только ветер, без волн, то каяк, мне кажется, всё же был наподобие флюгера.
Волны отличаются от ветра тем, что действуют по очереди на разные части каяка, в то время как ветер распределяет давление равномерно на все части. Если бы был (гипотетически) только ветер, без волн, то каяк, мне кажется, всё же был наподобие флюгера.
WS Tsunami 145, Смена1 2 штуки(предоставлены производителем, обе расклеились, не рекомендую), Щука1 (хорошая, но не для холодной или открытой воды, нынче разобрал на гермы)
- Shoorick
- Грозный модератор
- Сообщения: 4658
- Зарегистрирован: 31 авг 2010, 06:25
- Reputation: 71
- Город: Минск
- Контактная информация:
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
Смотря что считать "средней волной". Предположу, что сопоставляете с волной, совсем недавно поднятой ветром на большой реке или озере/водохранилище. В таком случае волна острая и неприятная. Но на море такая же по амплитуде (высоте) волна зачастую может иметь и вчерашнее или более раннее происхождение, и как следствие, она более гладкая и пологая. Если поддерживать равновесие и владеть кренами, никакой сложности удержаться к ней боком нет. Много раз в такой ситуации отдыхал или даже фотографировал незащищенным фотоаппаратом, при этом с открытой декой.Круглый Филин писал(а):Боком на волну... нисколько не сомневаясь в вашем опыте, Shoorick, но мне всё же кажется, что это будет чревато.. разлитием чая, потерей термоса, печенек, нудным залезанием и отливанием... Если это реально возможно, хотелось бы услышать живых очевидцев. Лично я поэксперементировал на средней волне и динамика мне не понравилась.
Если же волна неприятная, ломается и может перевернуть лодку, то находясь к ней носом, тоже чая спокойно не попьешь.
Точности ради, в данной конкретной точке могут присутствовать волны, вовсе не имеющие отношения к текущему ветру: пришедшие с других направлений, после вчерашнего и т.д. ветра, обогнувшие препятствие (мыс), отраженные, приливные, стоячие и др.Mikle писал(а):рассмотрим случай, когда акватория открытая, а неровности дна не играют роли (глубоко). Тогда направление распространения волн можно считать параллельным направлению ветра.
Не согласен. В этом примере в борт и корму бьет такая же волна, как и в нос, с той же энергией, только немного позже. Воздействие ветра можно ощутить на надувной лодке с высокими бортами - даже если волны пока еще нет, лодку будет сдувать и поворачивать боком.Круглый Филин писал(а):Большую часть энергии волна отдаёт, впервые ударяясь о препятствие. Волны отличаются от ветра тем, что действуют по очереди на разные части каяка, в то время как ветер распределяет давление равномерно на все части. Если бы был (гипотетически) только ветер, без волн, то каяк, мне кажется, всё же был наподобие флюгера.
На мой взгляд, воздействие ветра и волны имеет близкий по природе характер, разве что среды разные и силы прикладываются к разным частям судна: надводной и подводной. Повторю, что сопоставлять судно с флюгером нельзя - у флюгера зафиксированный центр вращения. У судна таким же центром является его центр тяжести. Так как центр тяжести ближе к геометрическому центру судна, то оно и разворачивается к ветру и волну лагом (боком). Если же по-ковбойски сесть на корму, центр тяжести окажется на корме и лодка постепенно развернется по ветру/волне. В случае с якорем центром вращения всей системы становится якорь, и судно разворачивается по ветру/волне.
Белое, Карское, Охотское, Японское, Тихий, Байкал, Адриатика, Черное
- Евгенич
- Сообщения: 56
- Зарегистрирован: 16 окт 2012, 04:35
- Reputation: 6
- Город: Таганрог
- Контактная информация:
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
Впринципе, если очень нужно, то можно воспользоваться опытом парусников. Есть такой тип вооружения - иол. Его отличительная черта - наличие мааленькой бизани, отнесенной далеко в корму, которая используется больше как воздушный руль. Т.е. если убрать все остальные паруса или, в нашем случае, воткнуть где-то на кормовом люке вымпелок/флажок/носовой платок на небольшом прутике (половинке весла?), то судно ветром развернет носом на ветер. Если при этом скег втянуть, руль поднять - вымпелок потребуется совсем маленький.
Другое дело, что дрефовать лучше лицом в направлении движения. Чтоб разные сюрпризы замечать заранее. Т.е. вымелок надо ставить на носовой люк.
Другой вариант - весло, привязанное веревкой и брошенное за борт, в роли плавучего якоря. Эту идею я, по-моему, встречал здесь на форуме. Все забываю ее проверить, т.к. меня итак разворачивает носом по ветру.
Другое дело, что дрефовать лучше лицом в направлении движения. Чтоб разные сюрпризы замечать заранее. Т.е. вымелок надо ставить на носовой люк.
Другой вариант - весло, привязанное веревкой и брошенное за борт, в роли плавучего якоря. Эту идею я, по-моему, встречал здесь на форуме. Все забываю ее проверить, т.к. меня итак разворачивает носом по ветру.
мои лодки - Winner Otium I и байдарочный тримаран
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
>>Если при этом скег втянуть, руль поднять - вымпелок потребуется совсем маленький.
Даже вымпел не понадобится. Поднятый руль - не важно, параллельно "палубе" или перпендикулярно - приводит судно к ветру, т.е. разворачивает носом к нему.
Доставляет определенные неудобства на ходу, если руль поднят из-за травы/сетей/глубины.
Даже вымпел не понадобится. Поднятый руль - не важно, параллельно "палубе" или перпендикулярно - приводит судно к ветру, т.е. разворачивает носом к нему.
Доставляет определенные неудобства на ходу, если руль поднят из-за травы/сетей/глубины.
- Евгенич
- Сообщения: 56
- Зарегистрирован: 16 окт 2012, 04:35
- Reputation: 6
- Город: Таганрог
- Контактная информация:
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
Вот и решение задачи! Как оказалось еще более простое и красивое.Godi писал(а):
Даже вымпел не понадобится. Поднятый руль - не важно, параллельно "палубе" или перпендикулярно - приводит судно к ветру...
мои лодки - Winner Otium I и байдарочный тримаран
- Круглый Филин
- Сообщения: 121
- Зарегистрирован: 02 ноя 2013, 00:09
- Reputation: 0
- Город: Москва
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
Уверены, что не ошиблись? Ведь изначальная проблема обратная - при поднятом руле/скеге судно встаёт лагом к волне и перпендикулярно ветру.Даже вымпел не понадобится. Поднятый руль - не важно, параллельно "палубе" или перпендикулярно - приводит судно к ветру, т.е. разворачивает носом к нему.
Креативно! Надо будет обдумать.Другой вариант - весло, привязанное веревкой и брошенное за борт, в роли плавучего якоря.
Вот тут я не понял. Дрейфовать с брошенными вёслами лучше носом на ветер и направление движения/дрейфа будет совпадать с направлением ветра. Волну лучше встречать лицом, а не спиной, чтобы видеть её. Так что если иол, установленный сзади, развернёт каяк носом на волну, то это вообще супер и устанавливать его на нос нужды нет.Есть такой тип вооружения - иол.... воткнуть где-то на кормовом люке... судно ветром развернет носом на ветер... но дрефовать лучше лицом в направлении движения... Т.е. вымпелок надо ставить на носовой люк.
Но тут появляется сомнение - самый большой каяк (не считая такого) меньше самой маленькой парусной лодки (не считая такой). Сохранит ли иол своё действие и не будет ли способствовать уменьшению остойчивости? (бросить/вытянуть подводный парус легче, чем прикрепить/поднять/опустить иол на корме..)
Понял, что вы имеете ввиду. Я вижу основную опасность в волнах, поднятых постоянным сильным ветром, потому что имеют пенный гребень.могут присутствовать волны, вовсе не имеющие отношения к текущему ветру: пришедшие с других направлений, после вчерашнего и т.д. ветра, обогнувшие препятствие (мыс), отраженные, приливные, стоячие и др.
Спасибо, что прояснили мне мозг.
Вспомнил, как нежелательно после долгой ходьбы на волну потом терять отыгранное в дрейфе. Так что иол всё же не подходит, как и весло. Однозначно подводный парус. Он и лодку будет стабилизировать и препятствовать обратному ходу.
WS Tsunami 145, Смена1 2 штуки(предоставлены производителем, обе расклеились, не рекомендую), Щука1 (хорошая, но не для холодной или открытой воды, нынче разобрал на гермы)
- Евгенич
- Сообщения: 56
- Зарегистрирован: 16 окт 2012, 04:35
- Reputation: 6
- Город: Таганрог
- Контактная информация:
Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны
Немного поправлю: иол - это не некий девайс который поднимают на корме (этот парус называют бизань). Иол это такой тип двух-мачтового вооружения, у которого, в отличие от кэча (и тем более от шхуны) бизань очень маленькая (10-15% от общей парусности) и ставится далеко в корму (аж за ось руля, чтоб получить максимальный, а потому эффективный рычаг). И да, остойчивость ухудшать будет, потому нужен минимальный рабочий размер паруса/вымпела.Круглый Филин писал(а):Вот тут я не понял. Дрейфовать с брошенными вёслами лучше носом на ветер и направление движения/дрейфа будет совпадать с направлением ветра. Волну лучше встречать лицом, а не спиной, чтобы видеть её. Так что если иол, установленный сзади, развернёт каяк носом на волну, то это вообще супер и устанавливать его на нос нужды нет....Сохранит ли иол своё действие и не будет ли способствовать уменьшению остойчивости? (бросить/вытянуть подводный парус легче, чем прикрепить/поднять/опустить иол на корме..)
...Вспомнил, как нежелательно после долгой ходьбы на волну потом терять отыгранное в дрейфе. Так что иол всё же не подходит, как и весло. Однозначно подводный парус. Он и лодку будет стабилизировать и препятствовать обратному ходу.
Насчет дрейфа лицом к ветру или лицом к движению (а движение будет в любом случае!) - и там и там свои плюсы и минусы. Я предпочитаю видеть куда еду, в нашей акватории полно всякой фигни, на которую не стоит наезжать.
Если не хочется дрейфовать (а точнее хочется дрейфовать с малой скоростью, иначе все-равно никак) стоит присмотреться к плавучему якорю:
Здесь об этом кое-что пишут. И вообще стоит заглянуть на Катера.ру и Фордак.ру, Там тусят "взрослые" яхтеры и накоплен большой опыт. Многое из него и нам пригодиться.
мои лодки - Winner Otium I и байдарочный тримаран
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 26 гостей