Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Техника гребли. Эскимосский переворот. Средства безопасности, спасательные жилеты, каски, аптечки. Первая помощь. Волны, ветер и прочие погодные явления.
Аватара пользователя
stapelmoor
Сообщения: 102
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 07:39
Reputation: 9
Город: Izmail

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение stapelmoor » 02 ноя 2013, 07:17

большие параходы тоже разворачивает лагом к волне если аварийная ситуация и остановился главный. наличие швертов или узкого длинного киля никак не изменят положение вещей, пока не дашь движения будет вертеть как волнам угодно, для каяка в данной ситуации может быть полезен плавучий якорь, вас развернет поветру носом к волне. сделать его можно из пакета супермаркета или мешка из под картошки:)

Аватара пользователя
Круглый Филин
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 02 ноя 2013, 00:09
Reputation: 0
Город: Москва

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение Круглый Филин » 03 ноя 2013, 01:02

stapelmoor, спасибо за полезную инфу о пароходах!
WS Tsunami 145, Смена1 2 штуки(предоставлены производителем, обе расклеились, не рекомендую), Щука1 (хорошая, но не для холодной или открытой воды, нынче разобрал на гермы)

Аватара пользователя
Mikle
Сообщения: 1126
Зарегистрирован: 15 апр 2010, 05:32
Reputation: 80
Город: Самара

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение Mikle » 03 ноя 2013, 05:07

Круглый Филин писал(а): Ситуация: большой открытый водоём, встречный ветер 5м/с, соответствующие волны и Цунами 145 без руля. Бросаю вёсла.
Ожидаю, что меня развернёт носом по ветру, но вместо этого каяк поворачивается на 90градусов и более не желает поворачиваться, так и остаётся болтаться параллельно волнам.
Вопрос:
1) почему так происходит, в чём физика этого процесса? Я рассчитывал, что из-за некоторой разницы в парусности носа и кормы, а так же из-за разного сопротивления подводных частей носа и кормы - меня всё же будет поворачивать перпендикулярно волне, как флюгер. Но этого почему-то не происходит.
2) если бы был опущенный руль или скег, флюгер бы удался?
3) а как вы поступаете, когда надо на больших волнах выполнить протокол?
1) физика процесса такова: рассмотрим случай, когда акватория открытая, а неровности дна не играют роли (глубоко). Тогда направление распространения волн можно считать параллельным направлению ветра.

В этом случае из соображений симметрии ясно, что существует 4 положения равновесия судна: носом к ветру, кормой к ветру, лагом к волне (корпус параллелен волне) левым бортом и правым бортом. Первые 2 положения - положения абсолютно неустойчивого равновесия, т.к. небольшое отклонение судна от положение равновесия вызовет силы (благодаря действию волн на борта судна), которые приведут к еще большему отклонению от равновесия.

Остаются 2 эквивалентных устойчивых положения равновесия - левым и правым бортом к волне.

2) из п. 1 ясно, что нет
3) за 2 часа (когда еще можно терпеть) можно уйти на 15 км и выйти из зоны значительного волнения, либо войти в зону, где можно пристать к берегу. Я сам хожу на каяке-двойке. Если идешь вдвоем - можно воспользоваться бутылкой, пока напарник гребет.
КБ СамБот - производство судов для спорта, отдыха и туризма

Аватара пользователя
Круглый Филин
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 02 ноя 2013, 00:09
Reputation: 0
Город: Москва

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение Круглый Филин » 03 ноя 2013, 05:37

Mikle, мне кажется, благодаря вам, я понял. Вот детали: (положим, идём на волну и уже есть небольшой угол с волной) когда на каяк накатывает волна, она сначала всей своей мощью ударяет в нос, а потом прокатывается по всему корпусу, стихая. Тоже самое можно наблюдать на берегу, как волны, обрушиваясь на берег под углом, постепенно стихают. Так вот, ударяясь в нос, волна немного проворачивает лодку, и так до тех пор, пока лодка не развернётся параллельно волнам. Большую часть энергии волна отдаёт, впервые ударяясь о препятствие.
Волны отличаются от ветра тем, что действуют по очереди на разные части каяка, в то время как ветер распределяет давление равномерно на все части. Если бы был (гипотетически) только ветер, без волн, то каяк, мне кажется, всё же был наподобие флюгера.
WS Tsunami 145, Смена1 2 штуки(предоставлены производителем, обе расклеились, не рекомендую), Щука1 (хорошая, но не для холодной или открытой воды, нынче разобрал на гермы)

Аватара пользователя
Shoorick
Грозный модератор
Сообщения: 4658
Зарегистрирован: 31 авг 2010, 06:25
Reputation: 71
Город: Минск
Контактная информация:

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение Shoorick » 04 ноя 2013, 19:34

Круглый Филин писал(а):Боком на волну... нисколько не сомневаясь в вашем опыте, Shoorick, но мне всё же кажется, что это будет чревато.. разлитием чая, потерей термоса, печенек, нудным залезанием и отливанием... Если это реально возможно, хотелось бы услышать живых очевидцев. Лично я поэксперементировал на средней волне и динамика мне не понравилась.
Смотря что считать "средней волной". Предположу, что сопоставляете с волной, совсем недавно поднятой ветром на большой реке или озере/водохранилище. В таком случае волна острая и неприятная. Но на море такая же по амплитуде (высоте) волна зачастую может иметь и вчерашнее или более раннее происхождение, и как следствие, она более гладкая и пологая. Если поддерживать равновесие и владеть кренами, никакой сложности удержаться к ней боком нет. Много раз в такой ситуации отдыхал или даже фотографировал незащищенным фотоаппаратом, при этом с открытой декой.

Если же волна неприятная, ломается и может перевернуть лодку, то находясь к ней носом, тоже чая спокойно не попьешь.
Mikle писал(а):рассмотрим случай, когда акватория открытая, а неровности дна не играют роли (глубоко). Тогда направление распространения волн можно считать параллельным направлению ветра.
Точности ради, в данной конкретной точке могут присутствовать волны, вовсе не имеющие отношения к текущему ветру: пришедшие с других направлений, после вчерашнего и т.д. ветра, обогнувшие препятствие (мыс), отраженные, приливные, стоячие и др.
Круглый Филин писал(а):Большую часть энергии волна отдаёт, впервые ударяясь о препятствие. Волны отличаются от ветра тем, что действуют по очереди на разные части каяка, в то время как ветер распределяет давление равномерно на все части. Если бы был (гипотетически) только ветер, без волн, то каяк, мне кажется, всё же был наподобие флюгера.
Не согласен. В этом примере в борт и корму бьет такая же волна, как и в нос, с той же энергией, только немного позже. Воздействие ветра можно ощутить на надувной лодке с высокими бортами - даже если волны пока еще нет, лодку будет сдувать и поворачивать боком.

На мой взгляд, воздействие ветра и волны имеет близкий по природе характер, разве что среды разные и силы прикладываются к разным частям судна: надводной и подводной. Повторю, что сопоставлять судно с флюгером нельзя - у флюгера зафиксированный центр вращения. У судна таким же центром является его центр тяжести. Так как центр тяжести ближе к геометрическому центру судна, то оно и разворачивается к ветру и волну лагом (боком). Если же по-ковбойски сесть на корму, центр тяжести окажется на корме и лодка постепенно развернется по ветру/волне. В случае с якорем центром вращения всей системы становится якорь, и судно разворачивается по ветру/волне.
Белое, Карское, Охотское, Японское, Тихий, Байкал, Адриатика, Черное

Аватара пользователя
Евгенич
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 16 окт 2012, 04:35
Reputation: 6
Город: Таганрог
Контактная информация:

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение Евгенич » 04 ноя 2013, 19:55

Впринципе, если очень нужно, то можно воспользоваться опытом парусников. Есть такой тип вооружения - иол. Его отличительная черта - наличие мааленькой бизани, отнесенной далеко в корму, которая используется больше как воздушный руль. Т.е. если убрать все остальные паруса или, в нашем случае, воткнуть где-то на кормовом люке вымпелок/флажок/носовой платок на небольшом прутике (половинке весла?), то судно ветром развернет носом на ветер. Если при этом скег втянуть, руль поднять - вымпелок потребуется совсем маленький.
Другое дело, что дрефовать лучше лицом в направлении движения. Чтоб разные сюрпризы замечать заранее. Т.е. вымелок надо ставить на носовой люк.
Другой вариант - весло, привязанное веревкой и брошенное за борт, в роли плавучего якоря. Эту идею я, по-моему, встречал здесь на форуме. Все забываю ее проверить, т.к. меня итак разворачивает носом по ветру.
мои лодки - Winner Otium I и байдарочный тримаран

Аватара пользователя
Godi
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 18:02
Reputation: 3
Город: Новгород

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение Godi » 04 ноя 2013, 20:28

>>Если при этом скег втянуть, руль поднять - вымпелок потребуется совсем маленький.
Даже вымпел не понадобится. Поднятый руль - не важно, параллельно "палубе" или перпендикулярно - приводит судно к ветру, т.е. разворачивает носом к нему.
Доставляет определенные неудобства на ходу, если руль поднят из-за травы/сетей/глубины.

Аватара пользователя
Евгенич
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 16 окт 2012, 04:35
Reputation: 6
Город: Таганрог
Контактная информация:

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение Евгенич » 04 ноя 2013, 20:51

Godi писал(а):
Даже вымпел не понадобится. Поднятый руль - не важно, параллельно "палубе" или перпендикулярно - приводит судно к ветру...
Вот и решение задачи! Как оказалось еще более простое и красивое.
мои лодки - Winner Otium I и байдарочный тримаран

Аватара пользователя
Круглый Филин
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 02 ноя 2013, 00:09
Reputation: 0
Город: Москва

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение Круглый Филин » 04 ноя 2013, 21:58

Даже вымпел не понадобится. Поднятый руль - не важно, параллельно "палубе" или перпендикулярно - приводит судно к ветру, т.е. разворачивает носом к нему.
Уверены, что не ошиблись? Ведь изначальная проблема обратная - при поднятом руле/скеге судно встаёт лагом к волне и перпендикулярно ветру.
Другой вариант - весло, привязанное веревкой и брошенное за борт, в роли плавучего якоря.
Креативно! Надо будет обдумать.
Есть такой тип вооружения - иол.... воткнуть где-то на кормовом люке... судно ветром развернет носом на ветер... но дрефовать лучше лицом в направлении движения... Т.е. вымпелок надо ставить на носовой люк.
Вот тут я не понял. Дрейфовать с брошенными вёслами лучше носом на ветер и направление движения/дрейфа будет совпадать с направлением ветра. Волну лучше встречать лицом, а не спиной, чтобы видеть её. Так что если иол, установленный сзади, развернёт каяк носом на волну, то это вообще супер и устанавливать его на нос нужды нет.
Но тут появляется сомнение - самый большой каяк (не считая такого) меньше самой маленькой парусной лодки (не считая такой). Сохранит ли иол своё действие и не будет ли способствовать уменьшению остойчивости? (бросить/вытянуть подводный парус легче, чем прикрепить/поднять/опустить иол на корме..)
могут присутствовать волны, вовсе не имеющие отношения к текущему ветру: пришедшие с других направлений, после вчерашнего и т.д. ветра, обогнувшие препятствие (мыс), отраженные, приливные, стоячие и др.
Понял, что вы имеете ввиду. Я вижу основную опасность в волнах, поднятых постоянным сильным ветром, потому что имеют пенный гребень.

Спасибо, что прояснили мне мозг.
Вспомнил, как нежелательно после долгой ходьбы на волну потом терять отыгранное в дрейфе. Так что иол всё же не подходит, как и весло. Однозначно подводный парус. Он и лодку будет стабилизировать и препятствовать обратному ходу.
WS Tsunami 145, Смена1 2 штуки(предоставлены производителем, обе расклеились, не рекомендую), Щука1 (хорошая, но не для холодной или открытой воды, нынче разобрал на гермы)

Аватара пользователя
Евгенич
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 16 окт 2012, 04:35
Reputation: 6
Город: Таганрог
Контактная информация:

Re: Дрейф в открытой воде, ветер, волны

Сообщение Евгенич » 04 ноя 2013, 23:18

Круглый Филин писал(а):Вот тут я не понял. Дрейфовать с брошенными вёслами лучше носом на ветер и направление движения/дрейфа будет совпадать с направлением ветра. Волну лучше встречать лицом, а не спиной, чтобы видеть её. Так что если иол, установленный сзади, развернёт каяк носом на волну, то это вообще супер и устанавливать его на нос нужды нет....Сохранит ли иол своё действие и не будет ли способствовать уменьшению остойчивости? (бросить/вытянуть подводный парус легче, чем прикрепить/поднять/опустить иол на корме..)
...Вспомнил, как нежелательно после долгой ходьбы на волну потом терять отыгранное в дрейфе. Так что иол всё же не подходит, как и весло. Однозначно подводный парус. Он и лодку будет стабилизировать и препятствовать обратному ходу.
Немного поправлю: иол - это не некий девайс который поднимают на корме (этот парус называют бизань). Иол это такой тип двух-мачтового вооружения, у которого, в отличие от кэча (и тем более от шхуны) бизань очень маленькая (10-15% от общей парусности) и ставится далеко в корму (аж за ось руля, чтоб получить максимальный, а потому эффективный рычаг). И да, остойчивость ухудшать будет, потому нужен минимальный рабочий размер паруса/вымпела.
Насчет дрейфа лицом к ветру или лицом к движению (а движение будет в любом случае!) - и там и там свои плюсы и минусы. Я предпочитаю видеть куда еду, в нашей акватории полно всякой фигни, на которую не стоит наезжать.
Если не хочется дрейфовать (а точнее хочется дрейфовать с малой скоростью, иначе все-равно никак) стоит присмотреться к плавучему якорю:
Изображение
Здесь об этом кое-что пишут. И вообще стоит заглянуть на Катера.ру и Фордак.ру, Там тусят "взрослые" яхтеры и накоплен большой опыт. Многое из него и нам пригодиться.
мои лодки - Winner Otium I и байдарочный тримаран

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей