Насколько отличается скорость у каяков

Обсуждение моделей морских и озерных каяков, байдарок, каноэ и аналогичных плавсредств. Опыт эксплуатации морских каяков. Сравнение моделей каяков. Выбор морского каяка.
Аватара пользователя
Bob
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 10 авг 2015, 03:42
Reputation: 2

Насколько отличается скорость у каяков

Сообщение Bob » 07 фев 2016, 21:52

Привет
У меня всегда был только один каяк, пластиковый. И мне казалось что скорость более зависит от условий и самого гребца, чем от формы и материала каяка. Поэтому не первый год булькаю на своей пластмасе.
Но вот интересно, если я пересяду на композитный каяк или ешо какой из хайтек материала, то будет ли моя скорость выше?
Если сравнивать каяки одной длины и обьема.

Если я со своего seayak 520 пересяду на XP18 от point65, моя скорость повысится хотябы на 1км/ч?
Prijon Seayak 520

Аватара пользователя
Bob
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 10 авг 2015, 03:42
Reputation: 2

Re: Насколько отличается скорость у каяков

Сообщение Bob » 07 фев 2016, 21:55

Хотя нет, этот XP18 непонятный какойто.
Сияк520 против SEACRUISER от point65. Вот они похожи более менее
http://kayaks.point65.com/en/category/5286
http://www.en.prijon.com/Seayak-520-HV-2.html
Prijon Seayak 520

Аватара пользователя
Toman
Сообщения: 448
Зарегистрирован: 29 дек 2015, 23:20
Reputation: 17
Город: Москва

Re: Насколько отличается скорость у каяков

Сообщение Toman » 08 фев 2016, 05:00

И мне казалось что скорость более зависит от условий и самого гребца, чем от формы и материала каяка.
От формы как раз зависит, от материала - почти нет. Если только материал обеспечивает хоть какую-то жёсткость - но с жёсткостью настолько серьёзные проблемы разве что у надувнушек или каркасников. Материал (более лёгкий, чем полиэтилен) - это только для снижения веса. В слаломе крутиться, видимо, легче, раз там эти лёгкие материалы применяют, резко маневрировать на волнах и всяких прочих хреновинах на морском каяке, наверное, тоже чуть полегче (но тут разница уже будет гораздо меньше, т.к. при выраженной килеватости носа и кормы морских каяков там инерция при повороте больше за счёт присоединённых масс воды, чем самого корпуса, плюс ещё там может быть какой-никакой груз в крайних багажных отсеках) - правда, настолько же легче/быстрее лодку будут разворачивать и волны с ветром. А для скорости движения по прямой - пожалуй, эти буквально несколько единиц килограммов сами по себе мало что меняют.

Из общих соображений, всхожесть на волну вот может отличаться из-за веса корпуса при одинаковой форме - опять же, инерция килевой качки более-менее пропорциональна весу. Ну и соотв. если конструктор изначально задаётся каким-то уровнем всхожести на волну, то по идее он будет вынужден для более тяжёлой полиэтиленовой лодки делать более заточенные на всхожесть обводы, соотв. жертвуя скоростью на ровной воде. Т.е. в итоге собственно скорость определяется формой корпуса, на форму и надо смотреть.

Аватара пользователя
Bob
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 10 авг 2015, 03:42
Reputation: 2

Re: Насколько отличается скорость у каяков

Сообщение Bob » 08 фев 2016, 07:30

Ясно.
а какая форма лучше всего для скорости, а какая для устойчивости?
Я прав если V образная быстрее чем U образная? А U образаная устойчивее?
Prijon Seayak 520

Аватара пользователя
Mikle
Сообщения: 1127
Зарегистрирован: 15 апр 2010, 05:32
Reputation: 80
Город: Самара

Re: Насколько отличается скорость у каяков

Сообщение Mikle » 08 фев 2016, 08:05

Bob писал(а):Ясно.
а какая форма лучше всего для скорости, а какая для устойчивости?
Я прав если V образная быстрее чем U образная? А U образаная устойчивее?
1) (см., например, книгу Д. Норвуд, "Быстроходные парусные суда"), крейсерская скорость хорошего каяка определяется, в основном, волновым сопротивлением (потерями энергии на создаваемую судном волну), которое, в свою очередь, определяется относительным удиннением. В грубом приближении, последнее пропорционально отношению длины КВЛ к ширине каяка на миделе.

2) в меньшей степени, чем относительным удлинением, волновое сопротивление также определяется и массой судна с грузом, а значит, и массой самого каяка.

3) имеет значение также рокер: больше рокер - больше маневренность, но меньше скорость.

4) скорость каяка и любого другого судна - определяется степенью ламинарности потока жидкости, обтекающей его днище. По этой причине - любые ребра - снижают скорость, т.к. на них происходит срыв потока. Поэтому U - образная форма - быстрее V - образной. Что касается остойчивости - это уже зависит от конкретной формы, есть глубокое V - низкая начальная остойчивость, высокая вторичная, есть мелкое V. U - тоже может быть разным - от почти плоского днища (максимальная начальная остойчивость, но при этом максимальная бортовая качка), до формы, приближающейся к полусфере (последняя даст максимальную скорость, но минимальную начальную остойчивость).

5) мягкое днище играет - тратится энергия на колебания - скорость снижается. Шероховатость поверхности - тоже может снижать скорость, если характерные размеры шероховатостей оказываются больше или сравнимы с толщиной пограничного слоя жидкости вблизи поверхности днища (здесь была тема, в которой я приводил соответствующие оценки и ссылки на литературу, позже попробую ее раскопать). По этой причине, композитные каяки - быстрее полиэтиленовых идентичных обводов. Оценки дают до 0.5 км в час за счет шероховатости. Если учесть еще меньший вес и более жесткий корпус - думаю до 1 км в час разницы может дойти - разумеется, при прочих идентичных обводах, идентичных гребцах и условиях на воде.

6) все, что сказано выше про волновое сопротивление - относилось к случаю гладкой воды. Для каяка на волнах все конечно будет сложнее, скорость будет определяться не только волновым сопротивлением, но и соотношением длины и амплитуды ветровой волны и характерных размеров корпуса каяка, а также формой его носа.

==============
Для грубых оценок можете считать, что крейсерская скорость по гладкой воде будет пропорциональна квадратному корню из относительного удлинения
КБ СамБот - производство судов для спорта, отдыха и туризма

не граф
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 04 мар 2014, 17:41
Reputation: 1
Город: Ярославль

Re: Насколько отличается скорость у каяков

Сообщение не граф » 08 фев 2016, 16:59

Если ветер дует в спину я уярю к магазину,если ветер дует харю всеравно туда уюярю.А ветер ох какой разный !!!

Аватара пользователя
petrovdb
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 23 май 2014, 08:20
Reputation: 0

Re: Насколько отличается скорость у каяков

Сообщение petrovdb » 08 фев 2016, 18:42

Bob писал(а):Хотя нет, этот XP18 непонятный какойто.
Сияк520 против SEACRUISER от point65. Вот они похожи более менее
http://kayaks.point65.com/en/category/5286
http://www.en.prijon.com/Seayak-520-HV-2.html
По ссылкам оба каяка - пластик. Обоих знаю хорошо. Они действительно близкие модели по скорости. Длина, объём и вес почти одинаковы. Обводы тоже схожи. Кроме формы на скорость всё же влияет вес лодки. Карбон-кевларовые каяки без груза идут заметно быстрее, чем негружёные пластиковые (+1км/ч). Уже обсуждали: Морские каяки / Скоростная лодка для больших переходов.

Аватара пользователя
Bob
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 10 авг 2015, 03:42
Reputation: 2

Re: Насколько отличается скорость у каяков

Сообщение Bob » 23 мар 2016, 23:13

А в чем разница между носом каяка в виде минусовой отвертки и с острым носом загнутым в верх?
Какой из них быстрее? Или тут дело в волнах?
Prijon Seayak 520

Аватара пользователя
Operator
Сообщения: 299
Зарегистрирован: 15 июл 2011, 18:30
Reputation: 12
Город: Москва

Re: Насколько отличается скорость у каяков

Сообщение Operator » 24 мар 2016, 01:34

Bob писал(а):А в чем разница между носом каяка в виде минусовой отвертки и с острым носом загнутым в верх?
Какой из них быстрее? Или тут дело в волнах?
"Отверточный нос" удлиняет ватерлинию и, соответственно, увеличивает теоретическую максимальную скорость лодки. Согласно теории, на гладкой воде скорость лодки тем больше, чем длиннее ватерлиния и чем меньше площадь днища лодки погруженная в воду.

Загнутые вверх нос и корма придают лодке мореходность в условиях волн и дают серьезный бонус по остойчивости.

Цитатка из сети (лень переводить):
All displacement hull craft, which touring kayaks are, have an theoretical hull speed. This is the maximum speed through the water the hull can be driven efficiently.
The formula for finding hull speed: The square root of the waterline length multiplied by 1.35. It's actually slightly variable but usually considered to be 1.34 to 1.40. Most sources stick to the 1.35 figure.

The reason hull speed is related to waterline length is because of wave formation. The speed of waves or the speed of an object making waves (in knots*) is just slightly over the square root of the crest to crest distance between the waves. A displacement hull can still move efficiently when the stern wave is a little behind the hull, but sooner or later, a boat creating a hole in the water at the stern and a mountain of water at her bow will be litteraly paddling uphill. This just takes more and more energy.

* One knot is equal to 1.17 miles per hour.

Here is another formula said to be accurate to 1%.

V(mph) = .6818 * SQRT (LWL) * ((1.8533/SQRT (LWB/LWL)-1)

As in everything to do with boats this is not iron clad. It is extremely accurate repeatably and works with all displacement boats, monohull or multi-hull. It only takes into consideration the waterline plane as defined by your bow and stern waves, it does not reference your hull's resistance through the water.
Storm Kayak - R17; Jackson - Rock Star comp 2014; Seabird Sport 600

Аватара пользователя
Bob
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 10 авг 2015, 03:42
Reputation: 2

Re: Насколько отличается скорость у каяков

Сообщение Bob » 24 мар 2016, 02:27

ясно, спасибо.
А если например два каяка, отвертка и закарючка. Закарючка длинее отвертки, но длина ватерлинии одинакова у обоих, значит они равны по скорости?
И чем длинее каяк, тем меньше он погружон в воду значит быстрее? Но ширина каяка тоже играет роль, и чем уже каяк тем меньше сопротивление?

Но чем меньше он погружон в воду тем хуже стабильность, центр тяжести выше, так?

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и 14 гостей