Детали каяка на CNC оборудовании (построение модели)

Все о самостоятельной постройке морских каяков, каноэ, байдарок и других судов. Технология строительства, чертежи лодок, обмен опытом.
Аватара пользователя
Aleh
Сообщения: 612
Зарегистрирован: 13 ноя 2017, 19:14
Reputation: 101
Город: Брест

Детали каяка на CNC оборудовании (построение модели)

Сообщение Aleh » 15 ноя 2017, 23:01

Всем форумчанам доброе время суток.
Есть желание постройки каяка по чертежам Бурелет17. А так же наличие возможности изготовления его деталей на CNC (чпу) станках. Для этого решено по dxf файлу бурелет17+_Linesplan построить 3D модель каяка, снять с нее развертки, поверхности, сечения и т.д., то есть всевозможную информацию. Далее написать соответствующие программы для изготовления деталей и их изготовить. В последующем сборка, отделка, оборудование. Но это в последующем…
В линии из имеющегося dxfфайла будут вносится незначительные корректировки и изменения для построения виртуальной модели формы каяка. Если будут замечания или вопросы - готов их обсуждать.
На этапе постройки 3D модели в основном буду пользоваться программой Rhinoceros 5.
Для интересующихся ее триальную версию на 90 дней пользования можно скачать на официальном сайте rhino3d.com
По мере продвижения буду выкладывать здесь скрины окон программ с пояснениями.
Итак, приступаем.
Сначала импортируем исходный файл. Он при импорте ложится на вид Top.
scshot.2.jpg
Импортирован исходный dxf файл
scshot.2.jpg (59.05 КБ) 11643 просмотра
Вырезаем проекции топ, фронт, лево, право и раскладываем по разным слоях в соответствующих видах и конечно все совмещаем.
scshot.4.jpg
Соответствующие проекции разложены по видам
scshot.4.jpg (62.82 КБ) 11643 просмотра

Аватара пользователя
Aleh
Сообщения: 612
Зарегистрирован: 13 ноя 2017, 19:14
Reputation: 101
Город: Брест

Re: Детали каяка на CNC оборудовании (построение модели)

Сообщение Aleh » 16 ноя 2017, 00:17

Продолжаем.
В данном случае на исходнике линии чертежа состоят из множества прямых участков. Для построения плавных линий борта, скулы, киля мы проекции их будем переводить в кривые, их корректировать сначала на проекциях, затем корректировать сами кривые, построенные по проекциям.
Линия скулы, переведенная из отрезков dxf
Сама линия желтая, светлым показан график плавности ее кривизны.
kurvaskula1top2.jpg
kurvaskula1top2.jpg (13.68 КБ) 11632 просмотра
Видно пару небольших провалов. Подравниваем.
scshot.9.jpg
scshot.9.jpg (50.54 КБ) 11632 просмотра
Перестраиваем так же линии проекций борта и киля. По ним строим сами пространственные кривые борта, скулы и киля.
scshot.10.jpg
scshot.10.jpg (52.07 КБ) 11632 просмотра

Аватара пользователя
HEKOT
Сообщения: 2851
Зарегистрирован: 19 апр 2016, 19:28
Reputation: 308

Re: Детали каяка на CNC оборудовании (построение модели)

Сообщение HEKOT » 16 ноя 2017, 09:39

Вы производство хотите организовать или одну лодку сделать?
КОТ или НЕКОТ? Вот, в чём вопрос!
Shearwater 17 "Mephisto"
Shearwater 17 "Victory"
Shearwater 17 готовность 29%
Stellar SEL "InterStellar"
Carbonology Atom "Aurora"

Аватара пользователя
Aleh
Сообщения: 612
Зарегистрирован: 13 ноя 2017, 19:14
Reputation: 101
Город: Брест

Re: Детали каяка на CNC оборудовании (построение модели)

Сообщение Aleh » 16 ноя 2017, 20:25

Для серийного производства здесь (в Беларуси) нет особого рынка сбыта. Поэтому одну лодку себе лично. Но поскольку данный проект (изготовление каяка) предполагается сделать при максимальном использовании станков ЧПУ, требуется точная трехмерная нурбовая модель, с которой легко будет получить нужные данные. Поэтому по ходу проектирования под себя так же публикую ход работы здесь. Тем более тема для меня отчасти нова и форумчане смогут указать на возможные "косяки".

Аватара пользователя
Aleh
Сообщения: 612
Зарегистрирован: 13 ноя 2017, 19:14
Reputation: 101
Город: Брест

Re: Детали каяка на CNC оборудовании (построение модели)

Сообщение Aleh » 16 ноя 2017, 21:07

Идем далее.
Достраиваем линию киля. Строим наружные поверхности корпуса. Поверхности должны быть одинарной кривизны (для разворачивания на плоскость без искажений).
scshot.1.jpg
линии поверхностей
scshot.1.jpg (52.55 КБ) 11576 просмотров
scshot.3.jpg
наружные поверхности корпуса
scshot.3.jpg (47.87 КБ) 11576 просмотров
Строим обшивку с учетом толщины. Здесь 4мм.
scshot.5.jpg
обшивка 4мм толщины
scshot.5.jpg (57.78 КБ) 11576 просмотров
Выделяем внутреннюю поверхность обшивки в отдельный слой - по ней будем стоить внутренние детали корпуса.
scshot.6.jpg
внутренняя сторона обшивки
scshot.6.jpg (59.23 КБ) 11576 просмотров
Смотрим на соответствие исходнику.
scshot.7.jpg
наложено на исходник
scshot.7.jpg (71.86 КБ) 11576 просмотров

Аватара пользователя
HEKOT
Сообщения: 2851
Зарегистрирован: 19 апр 2016, 19:28
Reputation: 308

Re: Детали каяка на CNC оборудовании (построение модели)

Сообщение HEKOT » 16 ноя 2017, 21:19

Если для себя, то мож проще готовый прожект взять и не рисковать с реверс-инжинирингом?
КОТ или НЕКОТ? Вот, в чём вопрос!
Shearwater 17 "Mephisto"
Shearwater 17 "Victory"
Shearwater 17 готовность 29%
Stellar SEL "InterStellar"
Carbonology Atom "Aurora"

Аватара пользователя
Aleh
Сообщения: 612
Зарегистрирован: 13 ноя 2017, 19:14
Reputation: 101
Город: Брест

Re: Детали каяка на CNC оборудовании (построение модели)

Сообщение Aleh » 16 ноя 2017, 21:50

Я не думаю, что рискую, делая модель по исходному проверенному проекту. Отклонения небольшие, максимум пару миллиметров, для подравнивания линий.
scshot.8.jpg
scshot.8.jpg (48.36 КБ) 11570 просмотров
Можно и без отклонений, хотя в исходном файле они сами по себе есть небольшие. Это если б с нуля, то риск был бы. И готового проекта нужной мне деталировки не нашел. Те развертки, что есть в доступе, конечно годятся, и по ним строят. Но я предполагаю делать развертки с учетом поверхностей торцов заготовок, соединения под свои станки. И соответственно делать для них проги. А кстати, какая разница между "для себя" и "для производства"? Да производят многие, как я понял, по готовым проектам и разверткам, взятым из сети.

Аватара пользователя
HEKOT
Сообщения: 2851
Зарегистрирован: 19 апр 2016, 19:28
Reputation: 308

Re: Детали каяка на CNC оборудовании (построение модели)

Сообщение HEKOT » 16 ноя 2017, 22:00

Ну для себя -- как правило, одна штука. Одну лодку напилить ИМХО легче вручную, чем делать свой прожект, ошибаться, переделывать. А для производства -- много и для легальности неплохо строить своё или бесплатное, а не копию чьего-то чужого.

Ну может, всё и не так.
КОТ или НЕКОТ? Вот, в чём вопрос!
Shearwater 17 "Mephisto"
Shearwater 17 "Victory"
Shearwater 17 готовность 29%
Stellar SEL "InterStellar"
Carbonology Atom "Aurora"

Аватара пользователя
Aleh
Сообщения: 612
Зарегистрирован: 13 ноя 2017, 19:14
Reputation: 101
Город: Брест

Re: Детали каяка на CNC оборудовании (построение модели)

Сообщение Aleh » 16 ноя 2017, 22:31

Можно конечно и вручную перенести готовые координаты на листы фанеры или перенести их с распечатки, попилить все пилкой, соединить и т.д. И так многие делают и у них все получается. И у меня тоже получилось бы, я не сомневаюсь. Но тогда была бы другая тема. А если бы задумал производство или надо было сделать несколько корпусов хотя бы, то пошел бы не путем создания модели под развертки листовых материалов, с последующими оклейками, шлифовками, покрасками, а модели под матрицы для снятия корпусов с них сразу готовых. И еще - из опыта. Делая вручную, шанс допустить неточность и переделывать намного выше, чем по математическим моделям, чем в частности является эта модель - там изделия выходят очень точные (как допускает ваше оборудование).

Аватара пользователя
Toman
Сообщения: 448
Зарегистрирован: 29 дек 2015, 23:20
Reputation: 17
Город: Москва

Re: Детали каяка на CNC оборудовании (построение модели)

Сообщение Toman » 17 ноя 2017, 03:40

А если бы задумал производство или надо было сделать несколько корпусов хотя бы, то пошел бы не путем создания модели под развертки листовых материалов, с последующими оклейками, шлифовками, покрасками, а модели под матрицы для снятия корпусов с них сразу готовых.
Дерево в деревянно-композитных лодках - это не только форма для укладки композита, и даже не только заполнитель пространства между слоями композита. Особенно в случае, если дерево представлено фанерой (сама по себе уже композитный материал). Некоторые вот из фанеры лодки вообще стеклом не оклеивают ради минимизации веса.

Так что чисто композитные лодки - это уже немножко другое с точки зрения прочностных характеристик.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 19 гостей