Каяк для рогейна и не только.
Итак, в мае 2017 г. водный рогейн в СПб. В этом году организаторы помимо Приозерского плеса решили задействовать и протоки Вуоксы. Трудно представить как я буду ориентироваться, сидя в моем каяке, где для сохранения баланса желательно не выпускать весло из рук. Надо еще держать компас, прикладывать его к карте, если на озере будет волна, то просто не до ориентирования. К счастью, мир не без добрых людей и Виктор Любимцев, услышав про мои сомнения, приглашает в мастерскую для подбора каяка. Вот он белый красавец, Stilet – 4.8 в котором можно пережить любую озерную волну.
Карта приклеена, компас на шее, часы, электронный чип, фиксирующий отметку на пункте, намертво закреплен на руке, еда разложена в удобные места, впереди 8 часов активной гребли и пикников не предусмотрено. Чувствую себя героем-ориентировщиком, пока дело не дошло до первых поисков. Сиденье к счастью спортивное, это позволит относительно комфортно провести предстоящие 8 часов. Чего не сказал бы о стандартных полиэтиленовых и композитных туристических каяках, где сиденье просто выводит из себя, что туда ни подкладывай. Отличный спортивный упор для ног, не педали, позволяет активно вращать корпус, увеличивая мощность гребли.
Начинать можно почти произвольно, как только прикладываешь чип к стартовому пункту, идет твое время. Где же те мастера ориентирования, которые привезут меня к относительному успеху? К сожалению, эту публику не знаю и на них не написано мастер, или любитель вроде меня. Первый пункт сомнений не вызывает, иди со всеми и выбирай попутчиков. Через несколько сот метров понимаю - первый прокол, часы не запущены и время возврата становится туманным. Как минимум теперь надо иметь пятиминутный запас, иначе минус очко за каждую минуту опоздания. Сей печальный опыт имел в предыдущих рогейнах, едва хватало очков, чтоб остаться в небольшом плюсе. Первый пункт взят и чуть впереди вполне ходкий «Вектор», тритоновского производства, с двумя молодыми гребцами. Уверенно куда-то идут, значит это подходящая цель. Несколько напрягаюсь и почти сажусь на волну, но ребята оборачиваются, лица искажены приливом андреналина, резко растет темп гребли. Странно, вроде мы в разных классах и не соперники, однако дружбой и не пахнет. Так и идем в 30 м друг от друга, отвечая ускорением на ускорение. Часа через 4 мы снова встречаемся и, судя по состоянию, дружно разными словами вспоминаем, то бессмысленное напряжение. Пока же все хорошо, протоки Вуоксы узкие, почти нет проблем с поиском пунктов. Часа через три нахожу стабильного партнера на одиночке. Идет не медленно, ориентируется уверенно. Хорошо посидеть на волне, каяк, несмотря на отсутствие руля, позволяет легкими изменениями гребка слегка подправлять курс и, находясь вплотную к корме, не мешать партнеру. Физически мог бы и полидировать для приличия, но не уверен, что выйду точно на пункт. Вот и третий одиночник, смотрит исподлобья, сосредоточен, идет явно на результат. Это Костя – инструктор по всем видам туризма с базы «Кивиниеми». Каяки у моих партнеров вполне ходкие, подлиннее и несколько уже моего. Однако не чувствуется, что они могут добавить скорости. Возможно дело в весе, мой 20 кг, у них 26-30 кг. Сейчас бы обносик метров на 300, посмотрел бы на их мучения. Хотя Костя здоров как бык, ему что 20, что 30. Правда в данный момент испытывает кризис и временно остается немного позади. Кто-то быстро движется навстречу общему потоку. По характерной посадке – Игорь, мастер спорта по гребле. Лодка у него спортивная, ширина и остойчивость этого произведения спортивной технологии такова, что если вы с детства не накатали в ней тысячи километров, то усидеть без переворота не представляется возможным. Игорь же умудряется идти в нестандартных условиях и хоть бы что. Т.к. он мастер по гребле, а не по ориентированию, то активно интересуется где, собственно, искомые пункты. Машу рукой себе за спину, до очковых КП несколько километров. Игорь исчезает словно летучий голландец столь же быстро как возник, в отличии от нас практически неподвижных на его фоне. Нечего засматриваться, впереди пункт в глубоком заливе, возьму его раньше коллеги, чтоб не убежал от меня пока я буду отмечаться. Несмотря на четвертый час получения удовольствия, активизация гребли дает немедленные результаты, регистрируюсь первым. Партнер и глазом не моргнул, возможно уже не может, но скорее уверен я от него никуда не денусь, кто то должен знать дальнейшее направление. Очередной пункт «на опоре моста», внизу на левом берегу столпотворение, есть немного места вытянуть лодку. Лезу в общую кучу и фатально ошибаюсь. Много времени потеряно на причаливание и пристраивание лодки. Коллега мудрее, подошел к правому, где все не просто, но зато никто не мешает. Поднимаюсь на мост когда партнер-одиночник уже бежит вниз. Вроде все рядом, может далеко не уйдет? Но, разочарованию нет предела. КП не на основном мосту, а на остатках старого. На высоте 6 м, в 8 м от берега, куда ведет несколько ржавых двутавров шириной сантиметров 10. Видимо, он по ним пробежал. На опоре женщина кричит и стенает, так ей не хочется снова на узкие железяки. Страхуюсь руками, перебираю ногами, все это не похоже на стремительный изящный проход. Зато не нырнул в поток под мостом. Возвращаюсь и около лодки встречаю постановщика трассы, который радостно спрашивает: «Насколько страшно?» Штаны мокрые как обычно в каяке, поэтому признаваться не обязательно. Мой лидер исчез в неизвестном направлении, зато Костя уже на мосту. Очередной пункт в таких зарослях тростника, что доплыть так и не удалось, добрел как все по мелководью. Холодно, суши нет, а переодеться не мешает. Мой каяк уникален, сидя прямо на сиденье, легко открыть люк заднего отсека и достать сухую одежду с остатками еды. После переодевания значительно приятней, но потеря 10 минут в конечном счете вылилась в потерю 10 очков. Сюрприз, на следующем КП, меня догнал Игорь. В то время как мы бьемся друг с другом за десятки метров, он сплавал на несколько километров назад и уже здесь. КП висит в метре от воды, чтоб его взять надо поднять обе руки, о чем мы на своих лодках даже не задумываемся. Другое дело на спортивной, переворачиваешься как только нет опоры на весло. Я как раз под КП, Игорь рядом и велит держать его лодку пока будет отмечаться. Вспоминается известный анекдот: «А, когда мини нэт, ты как на красный свет останавливаешься?» Мастер быстро уходит к будущему второму месту (до первого не хватило 1 очка). Через 5,5 часов остаюсь совсем один, первый раз за гонку потребовался компас. Очередной пункт прост, но стоит после довольно приличного слива, который на этом каяке идется без проблем. Карту смывает бурной волной, чудом ловлю на лету, хоть возвращаться не надо. Выхожу на плес, до финиша 12 км и около 2 часов времени. Отчаянно считаю, что еще можно взять. Попытаюсь два самых дорогих пункта, которые более-менее по пути. Из залива выходят старые попутчики, взяли несколько КП, пока переодевался и имеют времени чуть больше, чем у меня, что позволяет им больше рисковать и брать все, что попадется по пути. Очередная цель высоко на скале, причаливать особо некуда. Очаровательная девушка помогает вытащить лодку, наверно не бескорыстно, я перегородил ей выход. Наверху помимо КП пункт питания. Хватаю все, что плохо и хорошо лежит, бегу вниз, надо спросить имя красавицы. Однако…….или я много ем, или она стремительна как Игорь. Даже непонятно, как можно так быстро исчезнуть. На удивление четко беру следующий пункт совершенно самостоятельно. Теперь только скорость, до финиша еще 6 км, если правильно оценил расстояние, и 51 минута в запасе, вроде достаточно. Всерьез вкладываю последние силы, чуть в стороне дешевый 2-очковый пункт. Если опоздаю на 2 минуты риск не окупиться. Но, кто не рискует………. Беру его и иду на пределе, еще около 3 км. Обгоняю все что движется, им хорошо время не поджимает. Каяк не подвел, успеваю за 6 минут до истечения времени. Костя, оторвавшись на 10 минут умудрился набрать на 10 очков больше. Сказывается опыт хорошего ориентировщика. Электронный чип показал дистанцию 39900 м, но он считает расстояние между пунктами строго по прямой. Реальная дистанция километров 50.
Основной итог. Судя по параметрам, длина 480 см, ширина 60 см, каяк Stilet – 4.8 создавался скорее как весьма стабильный, чем быстрый. Однако, практика показала, что его скорость не уступает различным морским и туристическим каякам, имеющим большую длину и меньшую ширину. Считаю, это благодаря правильным обводам, небольшому весу (20 кг), спортивным сиденью и упорам для ног, что способствует эффективной работе гребца. Отмечу редкую, возможно редчайшую опцию – возможность доступа в задний кормовой отсек, не покидая каяк. Так же, возможно не всех интересующую подробность, каяк хорошо сидит на волне лидера и позволят без усилий тонко маневрировать, выбирая самую удобную позицию преследования. Поинтересовался стоимостью каяка от Виктора Любимцева (
https://vk.com/id233464006) - 25000 р. При такой стоимости критерий «цена-качество» вряд ли имеет конкурентов.
Т.к. написание обзора весьма затянулось, знаю, этот каяк успел еще поучаствовать в «Петровском гребном марафоне» и гребец остался весьма доволен.