Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Все о самостоятельной постройке морских каяков, каноэ, байдарок и других судов. Технология строительства, чертежи лодок, обмен опытом.
Аватара пользователя
qazqas
Сообщения: 2058
Зарегистрирован: 19 окт 2014, 18:51
Reputation: 41
Город: Миньковецкое г-во

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение qazqas » 11 дек 2016, 17:39

Pastor писал(а):
1. Перед каждым новым слоем ОБЯЗАТЕЛЬНО требуется шлифовка, иначе будет отсутствовать адгезия между слоями. Есть условия при которых это может быть не надо.
Условие а) есть специальные ткань, которая укладывается поверх армирующей ткани, а потом на нее наносится смол. Происходит следующее: Жертвенная (вспомнил, как называется) ткань пропитывается насквозь смолой, потом она (смола) пропитывает армирующую ткань. После полного застывания, жертевенная ткань "снимается", а на на поверхности образуется рыхлый слой и в шлифовке нет необходимости, но этот способ наиболее эффективен при использовании вакуума.
б) в процессе отвердевания смола (как бетон,, к примеру, если кто работал тот знает, что у него есть ряд этапов отвердевания) проходит несколько этапов. Приведу пример на своей смоле 532 и отвердителе 95, при температуре 25 градусов:
I) 20 первых минут , это рабочее время, за которое она должна быть нанесена. Рабочее время .После этого времени остаток начинает греться, желатинезироваться и закипать или сразу твердеть
II) следующие 5 - 6 часов , желатинезация, отвердевание.
III) с 6 -го по 8 -ой час - это время до полного застывания, во в эти 2 час можно нанести 2-ой слой смолы. Предварительно убедившись, что смола везде застыла, а аминная (восковая) пленка не выделилась.
Если не успели в 3 период, то только шлифовать. если есть сомнения только шлифовать! .
Вы можете так делать только если: У вас постоянная, не меняющаяся температура и влажность, у вас хорошая смола и весы и вы точно понимаете что вы делаете.
Если вы что то сделали неправильно,, вы об этом не узнаете сразу, у вас не отпадет сразу кусок корпуса. Это случится через время, при нагрузках. Вы даже можете не понять что случилось
2. причина шлифовать, вы убирает все заусенцы от ткани, вы видите все неровности
3. вы убираете излишки смолы, уменьшая этим вес конечного изделия
4. Вы выравниваете переходы между слоями
В общем эта пыльная процедура обязательна!
с химической точки зрения необязательно.на поверхности аминной пленки наибольшее количество реагентных груп, адгезия к ней будет наибольшей. шлифовать ее необязательно, можно смыть водой (часть ее останется ,и это хорошо).
другой вопрос , что может быть неаккуратно нанесен слой , его то уже нужно шлифовать, так как зачастую тиксотропности смолы не хватает , что б заполнить все косяки.
ссылка по косякам - http://www.svoimi-rukami.com.ua/index.f ... _epoxi.htm
неплохо расписаны адгезии - http://www.ronl.ru/uchebnyye-posobiya/himiya/227563/
Изображение

С.Евгенич
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 01 мар 2016, 03:53
Reputation: 7
Город: Дмитров М.О.

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение С.Евгенич » 11 дек 2016, 21:23

Действительно, неплохо расписаны...
"Эпоксидная группировка полярна и имеет дипольный момент m=6,28 10 -30 Кл м (1,88 D). Причинами этого являются полярность связей С—О и небольшой угол СОС, тогда как в обыч­ных простых эфирах угол СОС равен 109 — 1120и m==4-10-30 ...4,3-10-30 Кл м (1,2.. .1,3D)." (С)
Дочитал до этого места, и понял, что ничего не понял :?

Аватара пользователя
Pastor
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 24 окт 2013, 18:48
Reputation: 51
Город: Киев

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение Pastor » 19 дек 2016, 03:13

qazqas писал(а):
Pastor писал(а):
1. Перед каждым новым слоем ОБЯЗАТЕЛЬНО требуется шлифовка, иначе будет отсутствовать адгезия между слоями. Есть условия при которых это может быть не надо.
Условие а) есть специальные ткань, которая укладывается поверх армирующей ткани, а потом на нее наносится смол. Происходит следующее: Жертвенная (вспомнил, как называется) ткань пропитывается насквозь смолой, потом она (смола) пропитывает армирующую ткань. После полного застывания, жертевенная ткань "снимается", а на на поверхности образуется рыхлый слой и в шлифовке нет необходимости, но этот способ наиболее эффективен при использовании вакуума.
б) в процессе отвердевания смола (как бетон,, к примеру, если кто работал тот знает, что у него есть ряд этапов отвердевания) проходит несколько этапов. Приведу пример на своей смоле 532 и отвердителе 95, при температуре 25 градусов:
I) 20 первых минут , это рабочее время, за которое она должна быть нанесена. Рабочее время .После этого времени остаток начинает греться, желатинезироваться и закипать или сразу твердеть
II) следующие 5 - 6 часов , желатинезация, отвердевание.
III) с 6 -го по 8 -ой час - это время до полного застывания, во в эти 2 час можно нанести 2-ой слой смолы. Предварительно убедившись, что смола везде застыла, а аминная (восковая) пленка не выделилась.
Если не успели в 3 период, то только шлифовать. если есть сомнения только шлифовать! .
Вы можете так делать только если: У вас постоянная, не меняющаяся температура и влажность, у вас хорошая смола и весы и вы точно понимаете что вы делаете.
Если вы что то сделали неправильно,, вы об этом не узнаете сразу, у вас не отпадет сразу кусок корпуса. Это случится через время, при нагрузках. Вы даже можете не понять что случилось
2. причина шлифовать, вы убирает все заусенцы от ткани, вы видите все неровности
3. вы убираете излишки смолы, уменьшая этим вес конечного изделия
4. Вы выравниваете переходы между слоями
В общем эта пыльная процедура обязательна!
с химической точки зрения необязательно.на поверхности аминной пленки наибольшее количество реагентных груп, адгезия к ней будет наибольшей. шлифовать ее необязательно, можно смыть водой (часть ее останется ,и это хорошо).
другой вопрос , что может быть неаккуратно нанесен слой , его то уже нужно шлифовать, так как зачастую тиксотропности смолы не хватает , что б заполнить все косяки.
ссылка по косякам - http://www.svoimi-rukami.com.ua/index.f ... _epoxi.htm
неплохо расписаны адгезии - http://www.ronl.ru/uchebnyye-posobiya/himiya/227563/
Вы знаете, практика мне говорит об обратном, (я не буду брать инструкцию, как непосредственно по сборке каяков, родную, так и Вест Системовские мануалы - где написано о обязательной мотовке перед нанесением).
Извините, отвлекся, но такие соединения, которые небыли предварительно промотованы - разлетались, в частности, когда я на 3 Шервотерах Гибридах, с реечной палубой ставил люки, то в одном забыли промотовать поверхность, в результате, при нагрузке (я крышку закрывал), вся конструкция просто провалилась.
Почему я считаю что причина в этом:
1. 3 пары люков на 3 каяка ставилось одновременно - значит условия были идентичны
2. смола с тиксотропной добавкой замешивалась в одинаковой пропорции
3. единственное отличие в 1 каяке не прошлифовали палубу изнутри....

Аватара пользователя
Pastor
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 24 окт 2013, 18:48
Reputation: 51
Город: Киев

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение Pastor » 19 дек 2016, 03:15

Вернемся к постройке каяка.
Для постройки, в конечном итоге был выбран Красный канадский кедр. (как я уже писал, к кедровой ели / сосне не имеет отношения, это разные деревья как по ареалу обитания так и по физико- механическим свойствам.
Из основных параметров:
вес куба высушенной древесины - 350 кг. самое легкое из всего вышеперечисленного или ниже представленного.
эту древесину не едят паразиты и она не гниет, это вызвано токсичными смолами, которые содержаться в этом дереве.
дерево не растрескивается имеет однородную структуру.
В целом ранее я описывал это деререво в этой статье:

https://www.facebook.com/permalink.php? ... 0041762124

П.с. Ситхинскую ель, Оригонскую сосну и Павлонию я не нашел. Так что копировать чьи то статьи не буду

Изображение

Аватара пользователя
Pastor
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 24 окт 2013, 18:48
Reputation: 51
Город: Киев

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение Pastor » 19 дек 2016, 03:19

Продолжим постройки Фрея (Frej). для начала разбираем стапель, он больше не нужен.
На данный момент Фрей собрано только на Четверть - собран корпус и проармирован с внешней стороны. Дальше необходимо проармировать изнутри установить переборки, выдвигающийся скег и ..... и много чего еще но давайте про все по порядку.

Изображение

Начинаем демонтаж, больше при сборке Фрея, он мне не пригодится. а в мастерской только будет мешать
Вообще давно уже думаю на тему какого-то универсального стапеля, под разные проекты

Изображение

Первый взгляд на внутреннюю поверхность каяка. На первый взгляд проблем нет

Изображение

Параллельно начинаем формировать кокпит по форме. в данном случае так называемый Оушен кокпит. Это копит совсем не большего размера 51 х 38 см.

Изображение

Приступаем к временному демонтажу форм. Это один из немногих недостатков сборки реек каяка на термоклее: прежде чем начать монтировать палубу. надо отклеить формы от корпуса.

Изображение

Снимать формы легче, когда незначительно подогреваешь клей, а вот снимать его с реек лучше всего холодным. Проще всего это сделать скребком или, если у вас нет такого, полукруглого, скребка то хотя бы обычным ножом.
По практике не советую греть или пытаться прошлифовать крупные куски, в первом случае клей при нагревании будет уходить глубже в структуру дерева, что не очень желательно при дальнейшей работе со смолой как в эстетическом плане, так и в физико механическом. А во авто ром случае ко всему прочему вы еще забьете наждачную бумагу.

Изображение

На мой взгляд, стоит клеить скотч/малярную ленту не только на формы но и на рейки, тогда снимать термоклей будет быстрее.

Изображение

Снимем остатки. В таком состоянии "скорлупа" корпуса Фрея, да и любого каяка, весьма хрупкая ее лучше перемещать вдвоем держа за нос и корму. И ни в коем случае не сжимать внутрь - легко раздавить ...

Изображение

Изображение

Поскольку корпус будем, в процессе сборки много елозить, то перед сборкой палубы, решили проглазировать корпус. Иначе, в процессе работы легко повредить стеклоткань, а это не желательно.

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Pastor
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 24 окт 2013, 18:48
Reputation: 51
Город: Киев

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение Pastor » 20 дек 2016, 04:18

И так , мы плавно подошли к сбору палубы.
Тут много разных нюансов на которых я остановлюсь отдельно.
Один из основных моментов, это, то что мы пошли другим путем сбора палубы - мы использовали столярный клей, Titebond® III Ultimate Wood Glue Производства Franklin International, США
Описание клея:
Однокомпонентный клей на основе запатентованного полимера для основных видов высокочастотного, горячего и холодного склеивания, облицовки шпоном и пластиком, а также клеевой сборки изделий из различных пород дерева, ДВП, ДСП, кожи, ткани и других пористых материалов:
• рекомендуется для изделий, эксплуатируемых вне помещений,
• обеспечивает сильное начальное схватывание,
• прочность клеевого соединения выше прочности самой древесины,
• создает влагостойкое клеевое соединение класса D4 по стандарту EN204,
• не абразивен — не портит режущие инструменты при завершающей обработке,
• устойчив к действию растворителей и лакокрасочных материалов,
• разрешен для производства изделий, соприкасающийся с продуктами питания,
• до высыхания легко очищается водой,
• соответствует стандарту США ASTM D4236.
Рекомендуется для всех видов склеивания и клеевойлов сборки на высокочастотных, горячих и холодных прессах.
Не рекомендуется для изделий, эксплуатируемых в усиях длительного погружения в жидкости, а также производства строительных несущих конструкций.

Изображение

Но для начала доделываем ряд мелочевки, об которую часто "спотыкаются" строители, которые строят первый раз. (хотя те, кто строят во второй, тоже этим грешат :)
Кроме кокпита, еще необходимо изготовить следующие детали:
Скег (плавник) - эта деталь состоит как фанера из 3 слоев.
Коробка Скега.
Носовая и кормовая переборки.
И еще ряд мелочевки ....

Изображение

Способ я выбрал тот же самый, что и использовал при постройке корпус - рейки склеенные между собой смолой с загустителем ( в роли которого выступает древесная мука - благо ее уже у меня много ;)

Изображение

Наносим, ставим на место, ничего сложного. Желательно все делать на плоской поверхности, из пластика ну или просто закрытой целлофаном. Можете чем то прижать сверху. чтобы получить ровную пластину.

Изображение

Ну и кокпит. Тут тоже все просто. есть форма, к ней скобами или гвоздями крепятся планки длинной 5- 7 сантиметров под углом в 90 градусов к форме и также проклеиваются эпоксидной смолой. Технология быстрая и эффективная. Ну и куда то надо девать обрезки.

Изображение

А пока склеиваются переборки и другие заготовки, возвращаемся к корпусу.

Изображение

Необходимо установить переборки на свои места, что бы собрать палубу.

Изображение

Почему то переборки не всегда хотят ставится на места где они стояли :(
На данном этапе очень важно понимать, что при снятии переборок корпус может сжиматься и соответственно удлиняться!!!
Я чуть не поседел, когда промерял корпус без переборок, а он оказался длиннее на 8 - 10 см.
Для того что бы усилить эффект: "НА 10 сантиметров КАРЛ!!!!" Почему я чуть не посидел, напомню,, что нам пришлось пере собрать стапель, поскольку мы ошиблись в длине лодки в меньшую сторону.... Ну вы поняли.

Изображение

клей с переборок я не обдирал.
На средних переборках четко видно на сколько расходится корпус от переборок, в этих местах придется подклеить. что бы не получить кривую палубу.
Тут главное определить какую именно переборку надо подклеить. Обычно 1- 2 точек достаточно.

Изображение

Поскольку я работаю я досками длинной 2,5 метра а рейки (или деревянная лента, как ее называют в некоторых американских учебниках по малому судостроению) нужна 5,30 метра, то приходится сначала склеивать рейку из 3 частей необходимой длинны, а потом только устанавливать.
Конечно в этом плане столярный клей, у которого время застывания 30 - 50 минут и его легко ускорить при помощи фена - это идеально решение.

Изображение

При этом, в отличие от смолы, в этом случае необходимо наибольшее сжатие, в разумных пределах, иначе просто можно раздавить дерево. и оставить следы, которым потом будут заметны.

Изображение

Склеиваю сразу все 3 части.
Очень важно четко понимать перед началом сборки палубы - "Схему сборки". В моем варианте нет вставок из других сортов дерева, рисунков или орнаментов и так далее. По этому я выбираю схему постройки наиболее простую для меня.
К чему я это пишу, к тому что не стоит торопится со склеиванием реек максимальной длинны. Каждая новая рейка будет короче предыдущей установленной. При том уменьшение длинны будет происходить в арифметической прогрессии

Изображение

Я начинаю обычно с 2 центральных реек.

Изображение

Поскольку рейки длинные, выставлять их лучше всего вдвоем и начинать от центра в сторону носа и кормы. На формах есть метки, по которым их необходимо выставить. Ничего сложного, главное внимательность.

Изображение

Когда первая выставлена, подгоняем под нее вторую, Хотя тут подгонки как таковой не требуется, на первых рейках, они по все длине находятся практически в горизонтальной плоскости.

Изображение

Когда все выставлено и проверено. склеиваем рейки между собой.на торец одной из реек, а после нанесения реки сжимаются между собой.
К формам рейки зафиксированы при помощи термо-клея - я жуткий противник фиксирования гвоздями. Хотя мой способ без условно более трудоемкий, медленный и боле дорогой, хотя последнее не так уж существенно.

Изображение

Пока центральные рейки клеятся, а это занимает около 50 минут, хотя первым рейкам я даю максимум - 1,5 - 2 часа, на всякий случай.
Мы примеряем крайние рейки, которые прилегают к бортам.
Ну и всегда не лишним будет сверится с чертежами. Вообще не забывайте это делать.

Изображение

Рекомендую не забывать класть кисточку, которой наносите клей, в воду после каждого нанесения, а то кисточек не на покупаетесь :) А так клей на водной основе. и кисть прослужит всю постройки :)

А на фото я подгоняю боковые рейки. Тут я предпочитаю 2 инструмента - маленький рубанок, отрегулированный на минимальное снятие стружки и маленький рашпиль фирмы Стенли.

Изображение

Боковые рейки подогнаны ставим их на склейку. Сразу оговорюсь - этот момент очень "геморройный" и если не получается, то лучше этом месте воспользоваться смолой. Поскольку мало склеить первые рейки, надо еще установить следующие рейки так что бы не разорвать соединение. а это задача не из простых. Длинна соединения в этом месте - 6- 7 см в носу и корме. а оставшиеся 5 метров рейки просто весят в воздухе ...

Изображение

Теперь тоже самое надо сделать на корме.
Я эти рейки пускаю с выпуском на борта приблизительно 4 - 5 миллиметра. Лучше потом лишнее срезать. чем сжимать корпус....

Изображение

Еще один важный момент на данном этапе лучше всего постоянно проверять расстояние от центральных реек до боковых, при первой склейке лучше всего проверит на каждой форме. Расстояние по левому и правом борту должно сойтись. Это важно, иначе можно получить не симметричную палубу и потом будет очень тяжело выровнять ее.

Изображение

Все проверено, выставлено, подрезано и кормовая часть палубы установлена на склейку.
Тут лучше всего не ускорять искусственно процесс застывания, а дать выстоятся как минимализму 2- 3 -часа. Я дал выстоятся сутки :)

Аватара пользователя
Pastor
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 24 окт 2013, 18:48
Reputation: 51
Город: Киев

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение Pastor » 25 дек 2016, 22:38

Не буду сильно распыляться на фотографии сборки палубы, поскольку приклеивание одной рейки ни чем не отличается от приклеивания другой рейки :)
По этому весь цикл сборки в нескольких фотографиях.

Изображение

Продолжаем сборку, в целом я собираю за вечер 4 -5 пар реек.

Изображение

За счет большого количества струбцин у меня это не составляет сложностей. хотя я могу обойтись и без них, в основном они нужны на концах реек для обеспечения максимального сжатия.

Изображение

Еще не мало важно, поскольку рейки тонкие 5- 6 миллиметров то очень желательно отслеживать что бы они не уходили из вертикальной плоскости друг относительно друга.

Изображение

В процессе сборки не должно образовываться лишних волн, выпуклостей и чего либо подобного. То что это выровняется или со шлифуется - это иллюзия. Вы рискуете утончить рейку до того что она превратиться в шпон. или просто протереть дырку (я говорю об этом из практики .....) И в конечном итоге вы будете вынуждены ремонтировать лодку еще до того как построите ее....

Изображение

Изображение

Параллельно армируем переборки, делаем скег и коробку скега

Изображение

ну и не забываем про кокпит

Изображение

приходится создавать целые системы из струбцин, иногда доходит до 3 штук в связке.
Рекорд был 5 штук при том ставил я их сам. и в это день мир узнал много новых слов :(

Изображение

Еще по паре реек

Изображение

И вот он, момент истины, последние, "самые легкие" рейки.

Изображение

Для тех кто читает все комментарии к фотографиям, скажу крайне важный момент, рекомендую собирать симметрично палубу,тогда легко заметить, если потерялась симметрия в рейках, тогда это означает, что что то не так и стоит проверить все расстояния от центральной рейки к крайним, что бы не было "ухода".
Хотя не надо забывать что рейки могут быть не идеально порезаны и отцентрированы. Что может привести к погрешности. которая в сумме может дать также небольшой "уход".

Изображение

Вот они последние, самые "интересные"... Но и сними мы справимся....

Аватара пользователя
Pastor
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 24 окт 2013, 18:48
Reputation: 51
Город: Киев

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение Pastor » 26 дек 2016, 21:20

В этом чуть менее чем 5 минутном видео показан весь цикл сборки палубы каяка Frej (Фрей) из канадского красного кедра при помощи столярного клея Titebond III.

https://youtu.be/nCy7n4eoFw8

Аватара пользователя
Pastor
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 24 окт 2013, 18:48
Reputation: 51
Город: Киев

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение Pastor » 27 дек 2016, 09:17

Один из весьма интересных моментов сборки - это рассоединение корпуса и палубы после сборки реек. Если сделать что то неправильно, то палуба при снятии может лопнуть. Процессе, который требует тщательности и ни в коем случае нельзя допускать спешки или силовых методов демонтажа.
Все должно быть "по любви" - я не шучу, сейчас изделие, хотя какое это изделие, это уже почти сформировавшийся каяк, который с каждым движением приобретает формы. Обретает свой характер и душу. Да, да я именно так считаю, вы можете не разделять моего мнения и философии процесса. Это Ваше право.
Но тем менее в данном случае основной девиз аккуратность, аккуратность и еще раз аккуратность ....

https://youtu.be/R8t0mS6l0lU

быстренький
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 26 июн 2014, 13:23
Reputation: 5
Город: Самара

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение быстренький » 09 сен 2017, 15:15

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ ?
КАК ТО ТРЕВОЖНО.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 11 гостей