Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Все о самостоятельной постройке морских каяков, каноэ, байдарок и других судов. Технология строительства, чертежи лодок, обмен опытом.
Аватара пользователя
Pastor
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 24 окт 2013, 18:48
Reputation: 51
Город: Киев

Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение Pastor » 21 ноя 2016, 01:28

Всем Привет, и хорошего времени суток ;)
Моя история о постройки каяка "Frej" по проекту Бьерна Томассона.

Изображение

Бьерна Томассона - это гуру из Швеции по постройке малых судов из дерева. Кому будет интересно почитать подробнее о нем и ознакомиться с его проектами, вот его сайт: http://www.thomassondesign.com/ :)
А я возвращаюсь к "Frej"

Изображение

"Frej" - это весьма часто встречающееся имя для кораблей. Что оно означает, я уже погуглили за Вас:
"Фрей/Frej" (это к стати мужское имя :), я сам сначала думал что женское) - бог плодородия, покровитель мира на земле как между отдельными людьми, так и между целыми народами. Благодаря ему светило солнце, шёл дождь и всходили посевы. В Швеции во время уборки урожая статую Фрея возили в повозке по всей округе. Крестьяне верили, что так можно обеспечить богатый урожай.
Он один из самых красивых богов, а так же добр и великодушен. Священным животным Фрейа был дикий вепрь.
Живет в Асгарде. Продолжать, я думаю, не имеет смысла, поскольку есть Гугл и Википедия, да и моя статья не о скандинавских богах :)

Изображение

Думаю что с названием разобрались, как еще мог назвать Бьерн Томассон один из своих каяков. Он первый раз уже дает имена Скандинавских Богов, своим проектам. И что я могу сказать? Поверьте! Эти боги соответствуют изделиям!
Хотя, откровенно признать, практически все моряки суеверны, и называть именами Скандинавских, Греческих богов корабли это традиция.
Я опять отвлекся? Да, есть такое.

Теперь давайте о самом проекте более подробно.
Краткие характеристики Фрея.
Назначение:
1. Каяк предназначен для прибрежной линии моря, для реки и озера, т.е. каяк весьма универсальный (нее ловить рыбу с него не очень удобно)
2. общая длинна / длинна по ватерлинии - 507 / 492 см.
3. общая ширина / ширина по ватерлинии - 54 / 52см.
4. грузоподъемность / объем - 135 кг / 260 литров
5. вес корпуса от 16 до 19 кг. Согласитесь, для более чем 5 метрового каяка неплохо.
6. Скорость 7.3 / 10.5 км. /ч. ( первое для обычного прогулочного ритма второе для гонок, сразу отмечу что это для гребца весом 175 фунтов)

Более подробное описание от самого разработчика по ссылке: http://www.thomassondesign.com/katalog/ ... jaker/frej
Не вижу смысла дублировать.

Изображение

И так, начинаем постройку, извините, начинаю рассказ о постройке.
С чего все начинается?
С чертежей, а в моем случае с выкроек 12 форм, все кто хочет поумничать и поправить меня словами по типу, переборка, шпангоут и так далее, прошу не надо, это формы именно формы корпуса и ничего другого :)

И так, мне было лень перерисовывать, по этому я распечатал 12 экземпляров форм, вырезал и наклеил их.

Изображение

Изображение

Я клеил на фанеру 12 мм, водостойкую, ну была она у меня под рукой, не покупать же новую. Мне хватило 1/2 листа фанеры форматом 2,5 х 1,2 м. Клеил при помощи обычного клея - карандаша, купленного по дороге в газетном ларьке, по дороге в мастерскую.
Жидкий клей, такой как ПВА или жидкий канцелярский клей, лучше не брать? Если клей жидкий, то он может смочить бумагу и бумага / чертежи могут деформироваться, а это очень нежелательно.

Изображение

Изображение

Когда все бумажные формы Фрея приклеены, вырезаю / выпиливаю при помощи электро - лобзика

Изображение

Изображение

Затем тщательно шлифую торцы

https://scontent-vie1-1.xx.fbcdn.net/t3 ... 8948_o.jpg

Теперь собираю стапель.
Ничего особенного тут нет. На самом деле, главное, что он должен быть устойчивым, если он будет слегка не ровным это не важно. ДА! не важно, главное что бы формы в дальнейшем были выставлены ровно. Но если у Вас под рукой нет лазерного уровня, тогда от того на сколько вы ровно сделаете будет зависеть лишь то на сколько легко Вам будет выставить формы. Ну и исключается оптические иллюзии, что стапель ровный а формы кривые и так далее.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Pastor
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 24 окт 2013, 18:48
Reputation: 51
Город: Киев

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение Pastor » 21 ноя 2016, 03:45

И так, вот она, первая-последняя (вот такой парадокс) кормовая форма. Как видите благодаря лазерному уровню все это быстро, Хотя я не вижу проблем выставить формы и без уровня. при помощи 3 веревок

Изображение

Очень важно не упустить еще один момент - это высота на которой необходимы установить первую форму.
Ну сами понимаете, слишком высоко и будет неудобно работать, слишком низко и не влезу формы которые стоят в середине :(

Изображение

Еще один важный момент, это выставить перемычки, которым крепятся формы с правильным шагом иначе можно получить каяк не той длинны которой хотели :(

Изображение

Начинаем примерять 11 форму

Изображение

Выставляем, к стати, на выкройках обозначена Ватерлиния, так что нет необходимости угадывать по крестикам высоту установки

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Продолжаем собирать, форма за формой

Изображение

Еще одна форма и будет половина. Пока все идет нормально

Изображение

Что самое интересное, видно что прикручиваю неправильно только фотографу, ну и когда отходишь в сторону, так все сливается или сказывается усталость. Ну в общем промахнутся по высоте не сложно

Изображение

Изображение

Изображение

Вот ОНО !!!! Весь временный скелет собран .

Изображение

Изображение

Старался работать с минимумом гвоздей, по этому часто использую клеевой пистолет

Изображение

Изображение

Скелет собран, штевни установлены, килевая река положена. Первый этап пройден! Ошибка на этом этапе может быть не поправимой и скажется на всей лодке, как на ее скоростных характеристиках так и на эстетических.
К чему я? только лишь к тому что все надо делать тщательно и внимательно. Цена ошибки очень большая...Я знаю по своему опыту...

Изображение

semen
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 06 янв 2015, 07:16
Reputation: 2
Город: севастополь

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение semen » 21 ноя 2016, 04:42

Отличная затея! Я так понимаю, вы купили чертежи за 100 евро? Можно побольше подробностей покупки? Ждем продолжения.

Аватара пользователя
Pastor
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 24 окт 2013, 18:48
Reputation: 51
Город: Киев

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение Pastor » 21 ноя 2016, 05:19

semen писал(а):Отличная затея! Я так понимаю, вы купили чертежи за 100 евро? Можно побольше подробностей покупки? Ждем продолжения.
Скорее 107 евро. А что тут подробнее?
Вся информация у Бьерна на сайте, связался, перевел деньги, поматерился на проценты, получил файл с чертежами на почту. (инструкция за дополнительные деньги и только на шведском) я не брал. У меня это уже далеко не первая лодка. Да и в этом году не единственная, так что мне она не нужна. тем более что это не CLC boats, который пишет индивидуальные инструкции, а общая инструкция по постройке лодок.
Собственно говоря я все свои проекты так покупал , я не люблю шару, дороже обходится.
Собственно говоря по таком же принципу я их и перепродаю

Что касается всей истории, то буду выкладывать. Всего фотографий около 7000 да и видео, так что все пока просмотришь ....

Аватара пользователя
Pastor
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 24 окт 2013, 18:48
Reputation: 51
Город: Киев

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение Pastor » 22 ноя 2016, 08:13

Продолжим. Стапель построен, формы установлены и......
И вы думаете что я сразу начал строить корпус?
Эх, а вот и нет....
Каким-то чудным образом оказалось что лодка короче, немного сантиметров на 6. То-есть потеряно по 5 мм. на каждой форме.
Все было повторно перепроверено, выводы сделаны, день на переустановку, центровку всех форм потрачен.
Почему день? Ведь мы уже понимали четко что мы делаем...
Всегда есть одно "но", хотя нет "НО" и не одно! Первое "но" это то что стапель был не ровный, вся ставка делалась на лазерный уровень и на то что все сделаем с первого раза, с наскока ... Не получилось. Вообще никогда не стоит быть слишком самоуверенным, даже если вы уже построили более 10 судов Сами без помощи и по участвовали еще в 20 разных проектах. на разных стадиях.
В общем, я не мог просто открутить планку в месте соединения стапеля (стойки) и конструкции крепления каждой формы. Пришлось разбирать все! и очень внимательно собирать заново, тихо матерясь на свою самоуверенность и на кривой стапель (я на эту тему умничал в прошлом посте. Она, самоуверенность, мне будет стоить еще дорого.... :(
Но об этом отдельно будет написано далее не в этом посте.

Изображение

Вернусь к собранному и пересобранному скелету, не знаю какая версия на фото, но это и не принципиально.
Собрав все, я столкнулся со следующей проблемой - формы "играли" вокруг своей оси, вертикального крепления. Пришлось их усиливать распорками как вино на фото.

Изображение

Для облегчения демонтажа, и ускорения монтажа. наверно правильнее в обратном порядке, использовался термоклей.
Небольшое отвлечение, ненавижу дешевый китайский инструмент, он одноразовый. Поскольку не был уверен в технологии, а забегая вперед, расскажу: весь корпус был собран без использования гвоздей или скоб :)
В общем не берите, хлам... Пришлось в процессе заменить на Стенли, клеевой пистолет. На фото еще живой Компас, купленный в Эпицентре.

Изображение

Это я креплю временную планку, потом она будет демонтирована. Вообще , после первого промаха с размером Фрея, перепроверять все начали по нескольку раз.

Изображение

Фото с разных ракурсов :)

Изображение

Изображение

И вот укладка первых двух килевых планок по дну. все монтируется на термоклее

Изображение

Прижал струбциной, приклеил, подождал минут 5 - 7 (жарко было в помещении) и снял струбцины. Предварительно торцы форм необходимо тщательно оклеить скотчем или малярной лентой, иначе снимать формы будет тяжело, крайне тяжело ....

Изображение

Теперь пришло время установить бортовые планки, тут очень важна их параллельность и нахождение в одной плоскости, на фото как раз это видно по уровню

Изображение

Изображение

ну и как это выглядит со стороны

Изображение

Проверять необходимо возле каждой формы. Переделывать потом сложнее

Изображение

Напомню - рейка Канадский Красный Кедр, сечение 20 х 5 мм.

Изображение

И вот первые 8 реек (3 по каждому борту и 2 по килю) Когда все это установлено, перед уходом необходимо приклеить на эпоксидную смолу бортовые рейки к носовому и кормовому штевню. они, выполняют роль усиления и остаются в корпусе.

Изображение

Ну и если их приклеивать сразу, то потом меньше геморроя. Напоминаю что штевни сделаны из водостойкой фанеры, если ее нет, то рекомендую их сделать из дерева (ель, например, или обрезки реек корпуса) Ни в коем случае не рекомендую заменять не водостойкой фанерой. Как бы вы ее не заливали смолой она не станет водостойкой. Водостойкость фанеры определяет клей, которым склеен шпон.

Дальше отдельно удел внимание выбору материала. На эту тему пришлось пообщаться и даже немного поспорить непосредственно с разработчиком, т. е. с Бьерном. Он, к стати, очень серьезно относится ко всем вопросам, связанными с его проектами.

Аватара пользователя
Pastor
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 24 окт 2013, 18:48
Reputation: 51
Город: Киев

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение Pastor » 24 ноя 2016, 07:38

Продолжаем сборку корпуса.
В отличие от методики, заявленной разработчиком, я использую термоклей для крепления реек к формам, а не гвозди и скобы.
Это имеет свои плюсы и минусы.
Из минусов:
- это дольше, и существенно, особенно если работать в жару..
- это дороже.
- это требует как минимум одного помощника
- это требует дополнительных инструментов
- клей, если он попадает на дерево, тяжело снять. Об этом буду писать отдельно
Из плюсов
- Не требуется тонкая подгонка форм, клей обесцвечивает правильный угол.
- Самое главное, нет отверстий от гвоздей, которые будут заметны под лаком и будут нарушать цельную картину..
- Клей надежный и крепкий

Изображение

Как я уже писал в самом начале, я стараюсь избегать использование скоб или гвоздей.
Я перфекционист по натуре.

Изображение

На фотографиях может показаться, что в середине есть неровность корпуса. Это такой ракурс или оптическая иллюзия .

Изображение

Важно собирать симметрично. Я собираю от борта к центру. Я рекомендую сборку максимум по 1 - 2 рейки с каждой стороны.

Изображение

Забегу немного вперед. В данном случае, корпус будет покрываться базальтовым волокном, О нем и о композитах из него отдельно. По этому меня в принципе не должно было беспокоить наличие отверстий от гвоздей, но было интересно обкатать технологию :)

Изображение

Швы между рейками буду проклеены эпоксидной смолой с древесной пыль.

Изображение
Вот он, начинается "момент истины", рейки начинают сходится и требуется их подгонка.

Изображение

Все надо проверять и неоднократно, постоянно.

Изображение

Ну десяток скоб все таки пришлось использовать

Изображение

Иногда быстрее все сделать швейцарским ножом

Изображение

Изображение

Начинаем подрезать рейки со стороны носа и кормы

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Самоделкин 2
Сообщения: 88
Зарегистрирован: 21 ноя 2013, 00:55
Reputation: 3

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение Самоделкин 2 » 25 ноя 2016, 04:11

Т.е. на стадии набора корпуса рейки между собой вы вообще не склеиваете.....?

пилигрим
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 21 авг 2012, 03:22
Reputation: 3
Город: киев

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение пилигрим » 25 ноя 2016, 04:32

Алексей,не томи душу выкладывай побольше,а то себе начну строить.

Аватара пользователя
Pastor
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 24 окт 2013, 18:48
Reputation: 51
Город: Киев

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение Pastor » 25 ноя 2016, 19:41

Самоделкин 2 писал(а):Т.е. на стадии набора корпуса рейки между собой вы вообще не склеиваете.....?
Совершенно верно!
Но сразу оговорюсь, в моем случае, изначально, было принято ряд решений
1. корпус снаружи покрывался/армировался Базальтовым Волокном, и потом покрывался черной эпоксидной смолой. по этому качество швов не интересовало, также как и следы от гвоздей, но тут я просто хотел обкатать технологию сборки на клеевом пистолете.
2. Сборка должна была происходить быстро в течении месяца лодка должна была встать на воду :)

Теперь к Вашему вопросу.
Да, я не клею каждую рейку, поскольку в соответствии с первым пунктом все швы будут закрыты и не заметны. Неоднократно проверял, что смола великолепно проникает в щели, а все что будет не до конца заполнено, заполняется окончательно шов, когда армируешь внутреннюю сторону.
Плюс, таким методом пользуется, как Бьер Томассон так и Ник Шейдер - собрали рейки, прошли швы.
Эстетически не очень, особенно со светлым деревом. В моем случае не играло значения.

Аватара пользователя
Pastor
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 24 окт 2013, 18:48
Reputation: 51
Город: Киев

Re: Постройка каяка Фрей по проекту Бьерна Томассона

Сообщение Pastor » 25 ноя 2016, 19:49

пилигрим писал(а):Алексей,не томи душу выкладывай побольше,а то себе начну строить.
Не все сразу, у меня 7000 фото, просто не успеваю все обрабатывать, просматривать.
Также стараюсь давать Коментарии к фото.

Плюс сейчас строю новый каяк и ремонтирую Швербот.

Далее будет много интересного и полезного материала, забегу вперед (палубу собирали 2 раза!) 1 раз с нуля! и так далее... опишу каждую ошибку, может кому то поможет.
Также опишу ряд решений, применения, которых не видел еще в форуме, в том числе и по материалам

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 11 гостей