Каяки и каноэ по технологии "замученной фанеры".

Все о самостоятельной постройке морских каяков, каноэ, байдарок и других судов. Технология строительства, чертежи лодок, обмен опытом.
Ответить
Аутриггер
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 21 дек 2017, 00:54
Reputation: -8
Город: г. Санкт - Перербург

Каяки и каноэ по технологии "замученной фанеры".

Сообщение Аутриггер » 12 фев 2020, 00:40

Технология "замученной фанеры" https://smalltridesign.com/Trimaran-Art ... Hulls.html стара, как сама фанера. Длинное и узкое веретено, где в одном направлении кривизна большая, а в другом не очень, получается без проблем. Для этого половинки обшивки простотакинапростотаки ... грубо насилуют в извращённой форме. Часто с водой, теплом, паром и пр. Примеры:

1. http://www.rivermiles.com/forum/YaBB.pl ... 1236481772
2. https://smalltridesign.com/Trimaran-Art ... Hulls.html

Есть ещё вариент этой технологии, когда из - за более полных обводов корпуса она в чистом своём виде не справляется , и приходится идти на доп. меры - надрезать борта. Так делают преимущественно каноэ канадского типа. Иногда шверботы. Этот вариант мучительства называется "COREWOOD". Его неистовым популяризатором и активным продвигателем является австриец с ником ФЛО - МО (FLO - MO). Интересно, что если в первом случае (без надрезов) обшивку прих. натягивать на набор, без которого она категорически не будет держать форму, то во втором случае (с надрезами) удаётся получить корпус - монокок, причём практически без оснастки. Края поперечных надрезов сводят, а потом заготовку просто стягивают ремнями с боков:

1.http://forum.woodenboat.com/showthread. ... highlight=
2. http://forum.woodenboat.com/showthread. ... bark-canoe
3. http://forum.woodenboat.com/showthread. ... heet-Canoe
4. https://photos.google.com/share/AF1QipM ... FCM2pyM3lB
5. https://youtu.be/_3dsSCrxnAE
6. https://youtu.be/OfatuqOWq9k
7. https://youtu.be/-qWvq5AJTho

Т. е. в целом ряде rjycnhernbdys[ направлений самодельщики давно и весьма успешно применяют эту технологию. Не могу понять, что не так с каяками ? Есть какие - то успешные монококские проекты ?

Я попытался прикинуть, как оно будет при попытке согнуть корпус, который вдвое уже канадского каноэ ... Моя фанера т. 4 мм нормально держит изгиб поперёк слоя с радиусом 8 см. Во всяком случае полоски этой фанеры почти без потрескивания наматываются на дно пластмвсскового ведёрка, имеющего диаметр 16 см. Этого радиуса хватит в большинстве наиб. изогнутых мест. Но вызывает беспокойство место, где кончаются продольные разрезы днища.

Для узкого корпуса эти надрезы однозначно придётся сделать длиннее обычного. И если я ничего не путаю, днище станет ацки килеватым на слишком большом протяжении около штевня. Это тем более неприятно, что мне упорно мерещится резкиое изменение кривизны на стыке участков надрезанного и не надрезаного днища. Насколько остро эта проблема стоит для широких лодок, я не знаю, но для узких она явно встанет ребром, если не придумать какой - то креативный ход конём (лошадью). Быть может, это напрасные страхи ? Или, быть может, с этим кто - то давно уже научился эффективно бороться ?

По грубым предварительным прикидкам для узкой лодки нужно будет сделать раза в два меньше бортовых надрезов, чем для обычного каноэ. И это бонус. Но на подходе килевой линии к штевням нас может подстерегать нехилый такой нежданчик ...

И это не единственный мутный момент. На гоночных и полугоночных лодках линия киля , как я понимаю, д. б. прогнута эдак на 120 - 150 мм для пятиметрового корпуса. А тут, похоже, с этим делом швах, и линия киля, кроме районов около штевней, будет практически прямая (если что, поправьте автора этих строк). Выкрутиться можно, спрофилировав соот. образом края продольных вырезов и продолжив их, скажем, до границ четвертей длины корпуса. Но тогда описанная проблема с неконтролируемой килеватостью встанет ещё более остро. В принципе, пример длинных килевых надрезов имеется: https://pandia.ru/text/77/488/53751.php Но там, как мы видим, с килеватостью как раз всё не оч. благополучно, форму миделя приходится задавать мпец. шпангоутом, мидель по канойным меркам и так - то уже необычно килеват, а ближе к оконечностям килеватость и того больше возрастает ... Оёёшеньки ёёй ... Какая - то зело странная скорлупа получается ... А эта , что на фото, симпатичная, спору нет, но что будет при обужении ёё в два раза, одному богу известно, если он есть, конечно ... В нормальной длине такие скорлупы уже давно и успешно реализовны (16 футов), но обужать их до указанных значений вроде никто ещё не пробовал. А пора бы уже ...
чушь 2.png
чушь 2.png (436.48 КБ) 458 просмотров

Аутриггер
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 21 дек 2017, 00:54
Reputation: -8
Город: г. Санкт - Перербург

Re: Каяки и каноэ по технологии "замученной фанеры".

Сообщение Аутриггер » 12 фев 2020, 12:26

Если надрезать выкройку по килю в рамках рецептуры ФЛО - МО, то для берёзовой фанеры фанеры т. 4 мм народ рекомендует длину надреза 75 см. У ФЛО - МО надзрез меньше на 7 см, но он использует тополинную фанеру т. 3 мм, а она супергибкая. Надрез нужно закончить отверстием, дабы не спровоцировать образование продольной трещины при гибке. Утверждают, что если надрез сделан недостаточным по длине, трещина при гибке дойдёт ровно до того места, в котором и нужно в последующем заканчивать надрез в случае повторения выкройки из конкретной марки фанеры.
На первом фото можно видеть, какую килеватость имеет днище в зоне надзреза в классическом случае, и как к далеко простирается по днищу зона повышенной килеватости.
На выкройке каноэ "Амазонка" надзрезы пипец какие длинные (см. второе фото). Они там идут чуть ли не до миделя. При таких надрезах рокер можно получить любой, какой нужен, но зона килеватости в любом случае займёт практически всё днище (см. третье фото). В самом центре килеватость можно было бы и уменьшить, но тогда центральна зона корпуса будет выпирать на фоне соседних килеватых участков.
дцц.png
дцц.png (411.57 КБ) 404 просмотра
Вложения
сбоч.jpg
сбоч.jpg (14.2 КБ) 360 просмотров
д4.png
д4.png (451.59 КБ) 402 просмотра

Аутриггер
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 21 дек 2017, 00:54
Reputation: -8
Город: г. Санкт - Перербург

Re: Каяки и каноэ по технологии "замученной фанеры".

Сообщение Аутриггер » 12 фев 2020, 21:25

На этом ресурсе и поэтапно описано мучительство фанеры при производстве корпусов парусного катамарана "Тонадо": http://www.ptwatercraft.com/Begining%20 ... %201-6.pdf
Любопытно, что корпус, собранный из половин фанеры имеет очень плавное изменение килеватости по длине. Я там до конца не разобрался, но похоже, что полоса стеклоламината по килю имеет разную толщину. У штевней она меньше, и там получается более резкий излом. Этот метод регулирования килеватости можно попробовать адаптировать и для технологии COREWOOD.
уё.png
уё.png (222.78 КБ) 353 просмотра

Аватара пользователя
asi2007@ukr.net
Сообщения: 576
Зарегистрирован: 28 авг 2016, 02:02
Reputation: 57
Город: Винница

Re: Каяки и каноэ по технологии "замученной фанеры".

Сообщение asi2007@ukr.net » 13 фев 2020, 03:19

Согласен - ребята с фанерой чудеса творят!
Как же глубоко вы копаете.
Судя по описанию просто накладывают многослойный ламинат из стекла и так скрывают возможные изломы - но это внутри. с наружи ничего не сказано.

Аутриггер
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 21 дек 2017, 00:54
Reputation: -8
Город: г. Санкт - Перербург

Re: Каяки и каноэ по технологии "замученной фанеры".

Сообщение Аутриггер » 13 фев 2020, 11:32

скрывают возможные изломы
Не вполне понял про сокрытие изломов. Я подозреваю, что в самых проблемных местах около штевней, где нужно подкруглить борта, но не иживать полностью резкий перегиб снизу, подбирают такую толщину полосы, ламинирующей стык, чтобы как раз такая геометрия сечения и получилась. Т. е. эта полоса ведёт себя, как нетрезвая сельская девушка - сопротивляется, но не оч. активно.

С моей т. зр., в коревудской технологии есть две основные проблемы:

1. Нехороший переход плоского участка днища в ацки килеватое вблизи штевней. Подбор толщины ламинации стыка краёв килевых надрезов - это какое - то мутное и тёмное дело, граничащее с алхимией и шаманством. Я бы около краёв надрезов просто нахреналил продольных пазов прим. на половине толщины фанеры (с внутренней стороны корпуса), вогнал бы туда шпателем эпоксидку и загнул бы до состояния, чтобы исчезли все резкие переходы. Т. е. в принципе, проблема решаема. Ещё можно отформовать два уголка (жолоба) из стеклопластика и вклеить в эти места изнутри. Зафиксировать жолоба можно вытяжными заклёпками, а потом удалить их. Ещё можно приклеить туда несколько фанерных уголков. Но их уже придётся там оставить навсегда.

2. Продольный прогиб линии киля (рокер). Если заготовка собирается из половин, рокер теоретическиможет быть любым, какой пожелаете. А вот в коревудском Методе ФЛО - МО , как я понимаю, рокер вне зоны продольных надрезов не регулируется вообще никак. Числом и шириной бортовых надрезом рокер не изменить. Эти надрезы влияют только на загиб бортов внутрь лодки. На продольную кривизну днища удастся повлиять только в случае ацки глубоких надрезов, которые попадут своими остриями в зону макимальной кривизны на стыке днища и бортов. Но это как - то уж совсем радикально.

То ли ФЛО - МО наплевательски относится к рокеру, то ли у него нет особых претензий к скорости его лодок, но он всегда профукивает шанс получить рокер, собирая свою огромную фанерную заготовку из двух деталей, чьи стыкуемые края не являются прямыми. Вообще - то я его частично понимаю ... Он не хочет лишнего гемороя. Если кривые края тупо стянуть и зафиксировать, как обычно, хомутами, получится излом. А чтобы обеспечить там плавныё поперечный изгиб, уже нужно мудрить. Как вариант, можно наклеить на на зону стыка между хомутиками полосы стеклоткани, подождать консистенции сыра, снять хомуты, нанести на стык свежую смолу, наложить сверху фанерную полосу прим. 4 - 5 см шириной и зафиксировать её ацким количеством саморезов, которые потом выкручиваются с пом. паяльника. Для равномерности прижима лучше использовать фанерные накладки с двух сторон, защищённые полиэтиленом. Далее все технологические операции менять уже не нужно.

В фотоотчётах ФЛО - МО и других коревудчиков пруд пруди фоток, где на столе лежит жуткая кракозябра, в которой хрен угадаешь без стакана будущую лодку. Такую форму принимает заготовка, когда стягивают бортовые надрезы. Будущие нос и корма оказываются оч. сильно приподнятыми над столом. Естественно, что и килевая линия на этой стадии тоже ацки кривая. Но когда борта начинают стягивать ремнями, днище, которое никак не надрезано в поперечном направлении, приобретает единственный тип кривизны - поперёк киля. Фактически, это сегмент трубы. Отклонение от этой формы наверное возможно, но небольшое, и непонятно как его контролировать и, тем более, регулировать в широких пределах.

Мне лично в этой ситуации ничего другого в башку не пришло, окромя как стыкануть половины выкройки с дугообразными, а не прямыми краями. Главное условие - стык д. б. по касательной, а не под углом. Разумеется такая стыковка является значительно менее удобной, чем просто положить детали на стол и чего - то навлеить на них. А в воздухе только под углом удобно стыковать, но здесь это не проканает.

Если выкройку подогнать под кривой киль, то бортовые вырезы придётся несколько расширить по сравнению с тем, как сделано у ФЛО - МО, иначе края вырезов сомкнутся раньше, чем борта поднимутся до нужного положения.

Прилагаю фото кракозябры. Напоминаю, что кривизна киля здесь обманива. Недолго этому килю оставться кривым. Предвижу, что если организовать сложный стык, то в рамках этой технологии уже будут целых две последовательных кракозябры. Одна - при стыке половин. Но она не будет сильно кривой. А вот при стягивании бортовых надрезов получится уже необычно кривая кракозябра, потому что исходным материалом для неё будет не плоская фанерная деталь, а уже искривлённая при стыковке половин.

Доводка коревудского метода до яркой кондиции очевидно потребует много времени, сил и фанеры. Выкройки ФЛО - МО тут уже не годятся, никаких компьютерных программ для этого метода не существует,поэтому придётся действовать методом проб и ошибок. Начинать дрючку лучше с бумажек и картонок.
зяб.png
зяб.png (504.14 КБ) 295 просмотров

Аутриггер
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 21 дек 2017, 00:54
Reputation: -8
Город: г. Санкт - Перербург

Re: Каяки и каноэ по технологии "замученной фанеры".

Сообщение Аутриггер » 13 фев 2020, 22:26

В предыдущем посте была обозначена и начерно рассмотрена одна из проблем технологии КОРЕВУД - нарушения плавности сбега сечения от миделя к штевням. Речь о том, что в зонах килевых надрезов борта ничего не удерживает от выпрямления, и переход от сечения до надрезов к сечению в зоне надреза получается нехороший.

Среди прочих вариантов решения проблемы - вариант продольного надсечения фанеры в зоне, примыкающей к надрезам. По всей высоте надсекать бессмысленно. Достаточно надсечь полосу прим. 10 см рядом с надрезами, потому что выше борта уже явно прямые, а вся кривизна сосредоточена именно внизу. В непосредственной близости от штевня надпилы тоже почти не актуальны. Поэтому их не надо делать слишком длинными.

Фанеру четвёрку не имеет смысла надсекать далее аоловины. Во - первых, это может чрезмерно ослабить её, во - вторых, после изгиба напротив надпилов могут образоваться места с локальной слишком высокой кривизной. От этого конечно всё равно не уйти, так хотя бы уменьшить этот эффект.

Если в надпилы тщательно заполнены смолой, прочность фанеры будет частично восстановлена. После смыкания краёв надпилов можно уже будет с некоторой натяжкой заключить, что верхние края склеились. Правда там контакт поверхностей неправильный, но на самом верху надпилов он всё - таки будет. Поскольку при смыкании надпилов, один хрен, из них выдавится наружу смола, это место лучше, не откладывая, сразу заламинировать стеклом.

На прилагаемом фото фанера толстая, надпилы тоже очень толстые. И корявые. Для фанеры - четвёрки всё это поажурнее и поаккуратнее нужно бы сделать. Один из вариантов - прошкрябать эти пазы вручную куском полотна от ручной ножовки по металлу, заточив кончик в виде острого крючка, загнутого назад. У этого инструмента даже название какое - то есть, но я его забыл. И я называю его просто "крючок". Тянуть его при работе нужно на себя, опирая на мет. линейку. В кач. ограничителя глубины паза можно использовать нижний торец ручки.

Если угадать с количеством и интервалами надпилов, специально и сильно придерживать фанеру при изгибании будет не нужно. Достаточно простого смыкания надпилов до касания краёв. По мере удаления от килевого надреза вверх по борту расстояние между надпилами должно уменьшаться соответственно уменьшению теоретической кривизны борта.

В некоторых случаях надпилы можно сделать и в зоне, которую не затрагивают килевые надрезы. Это поможет ещё более гладко перейти из зоны в зону.
лог.png
лог.png (317.73 КБ) 262 просмотра

Аутриггер
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 21 дек 2017, 00:54
Reputation: -8
Город: г. Санкт - Перербург

Re: Каяки и каноэ по технологии "замученной фанеры".

Сообщение Аутриггер » 14 фев 2020, 08:03

На фото - старая советская байдарка из 4 - х слоёв шпона. Завод Спортивного Судостроения. Ленинград. 1963 год. Похоже на коревудский метод, доведённый до абсолюта. Доведение до абсолюта проявилось в том, что бортовые надрезы просто .... соединились на днище. По крайней мере, это выполняется для части слоёв.
Начерно я понимаю, как это сделано, но не до конца. Не видно, как направлено волокно в разных слоях. Если это всё - таки фанера, то она не замученная, а сразу склеенная на болване в нужной форме. Если же полотнища шпона в разных слоях не разнесены по углу на 90 градусов, а просто Х - образно скрещены, чтобы предотвратить растрескивание, то это м. назвать "замученным шпоном" . В любом случае плохо понятно, как реализованы самые изогнутые места на днище вблизи штевней.

В 1963 г. у людей хватало ума не гранить корпус, несмотря на то, что они русские. И это продолжалось долго. А потом что - то случилось ...
сов 1.jpg
сов 1.jpg (58.31 КБ) 229 просмотров
сов 2.jpg
сов 2.jpg (56.19 КБ) 229 просмотров

Аутриггер
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 21 дек 2017, 00:54
Reputation: -8
Город: г. Санкт - Перербург

Re: Каяки и каноэ по технологии "замученной фанеры".

Сообщение Аутриггер » 14 фев 2020, 21:40

По мере удаления от килевого надреза вверх по борту расстояние между надпилами должно уменьшаться соответственно уменьшению теоретической кривизны борта.
Звиняйте, это ошибка. Расстояние между надпилами, идущими параллельно килевому вырезу, должно увеличиваться в направлении снизу вверх от килевого надреша. .

Аутриггер
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 21 дек 2017, 00:54
Reputation: -8
Город: г. Санкт - Перербург

Re: Каяки и каноэ по технологии "замученной фанеры".

Сообщение Аутриггер » 17 фев 2020, 10:45

Достаём валидол , валерьянку, нашатырь и пустырник ... Смотрим, мотаем на ус ... https://www.youtube.com/watch?v=4bdYIUu ... e=youtu.be

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и 4 гостя